Понятие доминирующего положения субъекта хозяйствования, сущность и признаки товарного рынка

Доминирующее положение – исключительное положение хозяйствующего субъекта либо нескольких хозяйствующих субъектов на товарном рынке, дающее такому хозяйствующему субъекту либо таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять им доступ на этот товарный рынок.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на товарном рынке составляет 35 и более процентов или менее 35 процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из возможности хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке определять уровень цены (тарифа) на товар и оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара на соответствующем товарном рынке, наличия экономических, технологических, административных или иных ограничений для доступа на товарный рынок, периода существования возможности хозяйствующего субъекта оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Доминирующим признается положение каждого из нескольких хозяйствующих субъектов, если выполняются в совокупности следующие условия:

1. совокупная доля двух хозяйствующих субъектов, которым принадлежат наибольшие доли на товарном рынке определенного товара, составляет 54 и более процентов, или совокупная доля трех хозяйствующих субъектов, которым принадлежат наибольшие доли на товарном рынке, составляет 78 и более процентов, или совокупная доля четырех и более хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 95 процентов;

2. в течение не менее одного года или, если такой срок составляет менее одного года, в течение срока существования товарного рынка размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на товарном рынке не превышает 15 процентов.

Доминирующим признается положение субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги в условиях естественных монополий, подлежат включению в Государственный реестр субъектов естественных монополий в порядке, установленном законодательством о естественных монополиях.

Анализируя действующее законодательство, необходимо отметить признаки доминирования субъекта хозяйствования:

- доминирующее положение устанавливается по отношению к субъекту хозяйствования (юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю);

- субъект хозяйствования, в отношении которого устанавливается факт доминирования, должен быть производителем товаров (работ, услуг);

- доминирование субъекта хозяйствования устанавливается на товарном рынке. Товарный рынок – это сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Республики Беларусь или ее части, определяемой, исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории, и отсутствия этой возможности за ее пределами.

Количественные и качественные параметры товарного рынка следующие:

- товарные границы рынка;

- состав покупателей и продавцов;

- географические границы рынка;

- емкость товарного рынка;

- доля хозяйствующего субъекта на рынке;

- рыночная сила хозяйствующего субъекта.

Установление факта доминирования хозяйствующего субъекта является основанием для включения его в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, Положение о нем утверждено постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 7 июля 2000 г. № 13.

Исключение хозяйствующего субъекта из Реестра (изменение товарной позиции хозяйствующего субъекта в Реестре) осуществляется по мотивированному заявлению его руководителя, или обращениям республиканских и местных органов государственного управления, общественных организаций, а также по инициативе департамента антимонопольной и ценовой политики по результатам анализа состояния товарных рынков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: