Понятие и правовое регулирование монополистической деятельности в Республике Беларусь

Правовое регулирование конкуренции и монополистической деятельности осуществляется законом «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» от 12 декабря 2013 г.№ 94-З, Законом «О естественных монополиях» от 16 декабря 2002 г. № 162-З в редакции от 4.01.2014.

Под монополистической деятельностью понимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей.

Законодательством закреплены правомерные виды монополистической деятельности это: государственная, естественная и чрезвычайная монополии:

Государственная монополия – система общественных отношений, при которой исключительное право на осуществление отдельных видов деятельности, в том числе предпринимательской, имеет государство в лице отдельных государственных органов или иных специально уполномоченных законодательными актами хозяйствующих субъектов.

При этом, государственная преференция – предоставление государством отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, обеспечивающего им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления мер государственной поддержки.

Естественная монополия – система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары.

Сферами деятельности субъектов естественных монополий признаются:

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

транспортировка газа по магистральным и распределительным трубопроводам;

передача и распределение электрической и тепловой энергии;

централизованное водоснабжение и водоотведение;

услуги электрической и почтовой связи общего пользования;

услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки;

услуги транспортных терминалов, аэропортов;

обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением.

От заключаемых субъектами хозяйствования соглашений выделяют монополистическую деятельность договорную и внедоговорную. От количества участников – подразделяется на индивидуальную и коллективную. От субъектного состава – осуществляемую субъектами хозяйствования или государственными органами. Эта классификация не является исчерпывающей. В Законе о монополистической деятельности предусматриваются основные виды монополистической деятельности в зависимости от количества участников (индивидуальная и коллективная) ее осуществляющих.

Так, монополистической деятельностью будут признаваться действия (бездействие) субъекта хозяйствования направленные на:

-создание препятствий для доступа на товарный рынок (ухода с товарного рынка) другим хозяйствующим субъектам или ограничения свободы их конкуренции;

-изъятие товаров из обращения, ограничение производства, имеющих целью создание или поддержание дефицита на товарном рынке, необоснованное и преднамеренное повышение (снижение) цен, а также принятие иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение;

-установление (поддержание) цены для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов;

-заключение и (или) исполнение договора при условии принятия контрагентом обязательств, не относящихся к предмету договора или невыгодных для данного контрагента при добросовестном исполнении договора, а также любое иное навязывание таких условий или отказ от заключения договора по причине отказа их принятия возможным контрагентом;

-заключение соглашений, которые ограничивают свободу участников этих соглашений определять цены и (или) условия предоставления (поставок) товаров в договорах с третьими лицами, а также навязывание таких условий или отказ от заключения договоров по причине отказа принятия возможным контрагентом названных условий;

-заключение соглашений, влекущих ограничение или установление контроля над производством, рынками сбыта товаров или развитием технического прогресса;

-применение к хозяйственным партнерам неравного подхода при равных условиях, что создает для них неравные условия конкуренции, в том числе включения в договоры дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;

-согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;

-осуществление иных действий (бездействие), приводящих к указанным результатам.

Монополистическая деятельность также может осуществляться в виде соглашений (совместных действий) хозяйствующих субъектов, которые ведут к ограничению конкуренции, что проявляется в виде (коллективная монополистическая деятельность):

-раздела товарного рынка по территориальному принципу; по видам, объемам сделок; по видам, объемам товаров и их ценам; по кругу потребителей;

-исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов;

-необоснованного (искусственного) повышения, снижения или поддержания цен, в том числе на аукционах и торгах;

-необоснованного ограничения производства товаров, а также подконтрольность реализации товаров на товарном рынке;

-осуществления операций с ценными бумагами, кредитными ресурсами, в том числе с иностранной валютой, целью или результатом которых являются достижение, сохранение или усиление доминирующего положения на товарных рынках;

-отказа от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками);

-иные последствия, которые устраняют или могут ограничивать конкуренцию, препятствуют ее установлению или развитию (могут повлечь устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствовать ее установлению или развитию).

Отдельным видом монополистической деятельности является деятельность государственных органов и иных органов местного управления направленная на: раздел товарного рынка по территориальному принципу, по видам, объемам сделок; по видам, объемам товаров и их ценам; по кругу потребителей; исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов; незаконное повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на торгах и другая деятельность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: