Существует четыре модели рынка:
1 Рынок свободной (совершенной) конкуренции характеризуется следующими основными чертами:
• наличие на рынке большого числа продавцов и покупателей товара;
• свободный доступ на рынок;
• однородность товара;
• свободное ценообразование под влиянием спроса и предложения.
2 Рынок монополии характеризуется следующими чертами:
• единственный производитель;
• уникальность товара;
• свободное ценообразование;
• доступ на рынок заблокирован.
Выделяют монополии закрытого и открытого видов, а также естественные монополии. Закрытая монополия - это монополия, которая защищена от конкуренции на законодательном уровне, при этом предприятие имеет исключительные права на ведение определенного вида деятельности. Открытая монополия - это монополия, которая возникла в результате выхода на рынок с новой продукцией. Естественная монополия представляет собой рыночную ситуацию, при которой минимизация издержек производства единицы продукции достигается при наличии одной единственной фирмы.
|
|
Существуют такие формы монополии:
Чистая монополия - это ситуация на рынке, когда в отрасли существует одно предприятие.
Монопсония - существование на рынке одного покупателя.
Дуополия - когда в отрасли функционируют лишь два производителя.
Двусторонняя монополия - когда в отрасли есть единственный продавец и единственный покупатель товара.
Рынок монополистической конкуренции характеризуется следующими чертами:
• достаточное количество производителей, что способствует свободному ценообразованию;
• доступ на рынок свободный;
• экономическая борьба на основании ценовой и неценовой конкуренции;
• дифференциация продукта, как реальная, так и мнимая, которая создается с помощью рекламы, использования торговых марок и др.
Контроль над ценами со стороны конкретного предприятия незначительный. Препятствия доступа на рынок продукта незначительны или вообще отсутствуют.
Рынок олигополии.
Олигополия - это ситуация на рынке, когда в отрасли существует несколько производителей. При этом доступ на рынок ограничен преградами. Характерной особенностью олигополии является взаимная зависимость производителей друг от друга при решении вопросов ценообразования.
Характерные особенности олигополистического рынка:
• несколько производителей;
• контроль над ценой товара ограничен взаимной зависимостью;
• существуют препятствия к вступлению на рынок товара;
• продукт как стандартный, так и дифференцированный.
Антимонопольное законодательство – законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный закон «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Таким субъектам при некоторых исключениях запрещается:
|
|
1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;
3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;
4) не обоснованный сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;
5) не обоснованный отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара;
6) не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;
7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;
8) создание дискриминационных условий;
9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам