Общение как взаимодействие

Интерактивность обозначает ту часть взаимодействия людей, которая связана с непосредственной организацией совместной деятельности.

Общение в широком смысле слова (реальность межличностных и общественных отношений) включает в себя коммуникацию в узком смысле (обмен информацией) и интеракцию. Коммуникация возникает в процессе совместной деятельности, вследствие ее. В результате люди обмениваются и информацией, и действиями.

В рамках подхода интеракционизма выделяют ролевой подход (Мид, Блумер, Кун). Суть этого подхода: взаимодействие ролей в обществе, количество ролей зависит от социального взаимодействия, в которого вволечен субъект.

Дж. Мид, интеракция — непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять себе, как его воспринимает партнер по общению.

Эксперименты: тюремный эксперимент Зимбардо, эксперимент «третья волна» Рона Джонса, эксперимент Шехтера с девушкой и мостами (страх напрямую связан с повышенным восприятием прекрасного).

Есть несколько подходов к описанию структуры взаимодействия.

Теория социального действия Т. Парнсона.

В основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на них строится человеческая деятельность, она – результат единичных действий. Единичное действие есть некоторый элементарный акт; из них впоследствии складываются системы действий.

Элементы акта:

— деятель

— объект, на который направлено действие

— нормы взаимодействия

— ценности каждого участника

— ситуация, в которой происходит действие.

Критика: эта схема неприменима на практике, она слишком абстрактная. Невозможно анализировать содержание действий, т.к. оно задается социальной деятельностью в целом. Утрачен социальный контекст, социальная деятельность выводится только из особенностей психологии индивида, а не из общественных отношений.

Теория стадий развития взаимодействия Я. Щепаньский (польский социолог).

Главное понятие – социальная связь.

Социальная связь – это последовательное осуществление:

— пространственного контакта

— психического контакта (взаимная заинтересованность)

— социального контакта (совместная деятельность)

— взаимодействия (постоянное осуществление действий с целью вызвать реакцию партнера)

— социальных отношений (взаимно сопряженные системы действий).

Теория Эрика Берна, транзактный анализ

Транзактный анализ – направление, предлагающее регулировать действия участников взаимодействия через регулирование их позиций, учета ситуаций и стиля взаимодействия.

Каждый участник взаимодействия может занимать одну из трех позиций: Родитель, Взрослый, Ребенок (это психологическое описание стратегии поведения при взаимодействии). Позиция Ребенка – «хочу!», позиция Родителя – «надо!», позиция Взрослого – «“хочу!” + “надо!”».

Типы транзакций:

— дополнительные (совпадают)

— пересекающиеся (один говорит с одной позиции, другой – с другой).

Взаимодействие эффективно, когда транзакции носят «дополнительный» характер, т.е. совпадают: если партнер обращается к другому как Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции.

Ситуации взаимодействия:

1) Классификация ситуаций взаимодействий Леонтьева:

— социально – ориентированные

— предметно – ориентированные

— личностно – ориентированные.

2) Классификация ситуаций взаимодействий М. Аргайла:

— официальные социальные события

— случайные эпизодические встречи

— формальные контакты на работы, в быту

— ассиметричные ситуации (в быту, руководстве и т.д.).

3) Классификация ситуаций взаимодействий Э. Берна:

— ритуалы

— полуритуалы

— игры.

Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя. Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический.

Стили взаимодействия:

1) Ритуальный стиль. Задан культурой. Цель – подтвердить свое присутствие в данной культуре, ситуации, заявить о своей компетентности в ней, этот стиль не призван изменить другого в общении. Например, в американской культуре на вопрос «Как дела?» принято отвечать «Прекрасно!» вне зависимости от релаьного положения вещей.

2) Мунипулятивный стиль. Цель – намерение управлять, обучать, оказать влияние, навязать свою позицию. Феномен «нога-в-дверях»: сначала человеку предлагают пойти на уступку, а затем незаметно подчиняют его навязанному мнению.

3) Гуманистический стиль. Цель – изменение представлений обоих партнеров относительно объекта взаимодействия. Относительно друг друга целью выступает взаимная поддержка.

При использовании каждого типа используются разные приемы самоподачи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: