Перцептивная сторона общения – процесс восприятия одним человеком другого. В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Это или понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок.
Социальная перцепция (Дж. Бунер, 1947). Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Позже исследователи придали понятию иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы и большие социальные общности.
Эксперимент с монетками. Результат восприятия зависит от социального статуса.
Социальная перцепция – процесс восприятия социальных объектов (люди, группы, общности).
Межличностная перцепция (социальная перцепция в более узком смысле слова) – восприятие человека человеком (познание другого). Избирательность восприятия зависит от личных целей субъекта, его прошлого опыта и т.д. Категоризация новых впечатлений происходит на основе старых, поэтому возникает стереотипизация.
Транзактная психология: важен учет роли ожиданий, желаний, намерений, прошлого опыта.
Варианты социально-перцептивных процессов определяются тем, что рассматривается в качестве субъекта восприятия, если субъект восприятия индивид, он может воспринимать индивида из своей группы, индивида из чужой группы, свою группу, чужую группу.
При общении с другими людьми у человека складывается представление не только о них,но и о себе.
Образы человека:
— объективная характеристика индивида
— каким он видит себя
— каким его видит другой индивид
— каким, как он думает, его видит другой индивид.