Коммуникативный процесс – процесс обмена информацией.
В коммуникативном процессе принимают участие субъекты (каждый из них активен, т.е. идет процесс создания совместной деятельности), а не объекты, поэтому важно анализировать их мотивы, цели, установки.
Особую роль играет значимость информацией. Суть коммуникативного процесса — не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета (смысла). Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание.
Коммуникативное влияние – это психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения, также происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации.
У общающихся должно быть одинаковое понимание ситуации и должны обладать общим языком (тезаурус – общая система значений, принимаемых всеми членами группы).
Во время общения могут возникают психологические барьеры (застенчевость, неуверенность и пр.).
|
|
Все эти особенности человеческого общения говорят о том, что нельяз рассматривтаь его только в рамках теории информации. Но часть понятий заимствуется из этой теории, например, понятие направленности сигналов:
а) аксиальный коммуникативный процесс (от лат. ахis - ось), когда сигналы направлены единичным приемникам информации, т.е. отдельным людям;
б) ретиальный коммуникативный процесс (от лат. rete - сеть), когда сигналы направлены множеству вероятных адресатов.
Распространение информации в обществе происходит через своеобразный фильтр «доверия» и «недоверия». Этот фильтр действует так, что абсолютно истинная информация может оказаться непринятой, а ложная – принятой. Психологически крайне важно выяснить, при каких обстоятельствах тот или иной канал информации может быть блокирован этим фильтром. Фасцинация – средства, помогающие принятию информации и ослабляющие действия фильтров.
Типы информации:
— Побудительная (приказ, совет, просьба). Рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Виды стимуляции: активизация, т.е. побуждение к действию в заданном направлении, интердикция, т.е. побуждение, не допускающее определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности, дестабилизация — рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.
— Констатирующая. Не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому.
Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем (вербальная и невербальная коммуникации используют разные знаковые системы).
|
|
Последовательность действий говорящего и слушающего исследована достаточно подробно. С точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения схема К - С - Р (коммуникатор - сообщение - реципиент) асимметрична.
Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия, получила название «убеждающей коммуникации», на основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная риторика — искусство убеждения посредством речи.
В начале 80-х годов в США, независимо друг от друга, появляются две схожие когнитивные модели убеждающей коммуникации Р. Петти и Дж. Каччоппо, а также Ш. Чейкен, в которых эффективность коммуникативного воздействия определялась глубиной анализа информации.
Обе модели выделяют два различных пути переработки убеждающего сообщения: глубокий и поверхностный. Глубокий («центральный» — у Петти и Качоппо, «систематический» — у Чейкен) предполагает тщательный анализ реципиентом убеждающего сообщения. Поверхностный («периферийный» — у Петти и Качоппо и «эвристический» — у Чейкен) предполагает, что для реципиента главными становятся сопутствующие факторы убеждающей коммуникации. В обеих моделях утверждается, что при использовании более глубокого способа формируются более прочные социальные установки, а при использовании поверхностного они обычно недолговечны. В обеих моделях выделяются схожие факторы, влияющие на выбор реципиентом соответствующего способа переработки информации, — мотивация реципиента, его вовлеченность в проблему, его когнитивные способности и потребности, а также ситуативная обстановка.
Исследования центрального и периферийного путей изменения установок показывают: когда у человека имеется сравнительно сильная мотивация и способность к обдумыванию предложенных ему аргументов, относящихся к данному вопрос, процесс убеждения идет по центральному пути, в противоположном случае процесс идет по переферийному пути.