Облигация как ценная бумага: виды и возможности использования. Методы оценки облигаций

Облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. -Конвертируемая (владелец имеет право обменять ее на определенное количество других облигаций, привилегированных или обыкновенных акций); -Неконвертируемая (обычная облигация, владелец которой не имеет права на ее конвертацию в иные ценные бумаги).

По виду эмитента: -государственные (выпускаются государством или от его лица); -корпоративные (выпускаются коммерческими организациями).

По сроку существования: -срочные (выпускаются на установленный условиями выпуска период времени, по окончанию которого номинал облигации возвращается его последнему держателю); -бессрочные (конкретный срок выпуска облигации заранее не устанавливается).

По форме дохода: -купонные (по ним выплачивается доход в виде определенного процента к номиналу); -дисконтные (доход по ним определяется в виде разницы между номиналом облигации и ценой ее приобретения владельцем)

Определение рыночной стоимости облигации опирается на использование нескольких методов оценки, среди которых можно выделить: дисконтирование денежных потоков,

аналоговый метод, рейтинговый метод, метод рыночных продаж, методы фундаментального и технического анализа и др.

Использование метода аналогов при определении рыночной стоимости облигации (Р) основано на сравнении ее доходности с доходностью вложений в альтернативные финансовые инструменты, допустим, в банковские депозиты:

Р = N х (с х t + 100)/ (r х t + 100),

где N – номинал, c – годовой купонный процент по облигации, t – срок до погашения облигации, r – банковский процент по депозитам за тот же срок.

Метод рыночных продаж также основан на сравнении текущих биржевых котировок по облигации с котировками по другим инструментам (например, акций данного эмитента, облигаций других эмитентов).

Рейтинговый метод оценки стоимости является одним из наиболее востребованных на рынке облигаций. Национальные рейтинговые агентства осуществляют оценку кредитоспособности субъектов РФ, муниципалитетов корпоративных эмитентов, размещающих облигации на внутреннем рынке. Для оценки кредитоспособности существует группа критериев, в частности субъектов РФ. Это оценка финансового состояния региона, оценка уровня экономического развития региона и др., каждому из которых экспертным методом присваивается вес, определяющий влияние на кредитоспособность эмитента облигаций.

Дисконтирование денежных потоков. Рыночная (текущая) цена купонной облигации- купон (c) по которому выплачивается ежегодно в течении t лет, а затем облигация погашается по номиналу (N, r-ставка дисконтирования): P=C/(1+r)+C/(1+r)^2+…+(N+c)/(1+r)^t

Или через дисконтирование аннуитета: P=C/r+{1-1/(1+r)^t}+(N+c)/(1+r)^t

Бескупонной облигации:

P = N/(1+R)t, где R-доходность облигации.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: