Стадии психосоциального развития личности по Э. Эриксону

Э. Эриксон придерживался мнения, что развитие личности идет в течение всей жизни в виде восьми этапов психосоциального развития. В своих трудах Э. Эриксон заложил основы Эго-психологии.
Первый этап психосоциального развития человека по Э. Эриксону (от рождения до 12 месяцев) получила название младенческой и характеризуется формированием базового доверия либо недоверия. В такое время главным для развития нормальной личности является переживание ребенком ощущения доверия и безопасности, которое определяется качеством материнского присмотра за ребенком. Речь не идет о количестве пищи и проявлении материнской нежности, а скорее о способности матери преподнести собственному ребенку ощущение постоянства и надежности. В случае наличия этих базовых переживаний социальный мир воспринимается человеком и на следующих этапах его жизни, как безопасный и стабильный, и, наоборот, при отсутствии базового доверия мир будет восприниматься как опасный и угрожающий. Согласно психодинамическим представлениям фиксация на первой стадии развития является основой формирования психотического уровня личностной организации.

Вторая стадия психосоциального развития по Э. Эриксону - раннее детство (от полутора до трех лет жизни) - характеризуется формированием на основе переживания базового доверия, некоторой автономии, самоконтроля, а также таких чувств, как стыд и сомнения. Центральное место в это время занимает приучение ребенка к туалету. Ребенок начинает понимать, что материнский контроль за функциями стула может быть различным: с одной стороны контроль может выражаться в качестве заботы, с другой - в качестве силового приучения к чистоте и опрятности, что вызывает протест и агрессию на родителей. С позиции Э. Эриксона, положительное решение психосоциального кризиса на данном этапе развития находится в зависимости от способности родителей дать детям возможность самостоятельно выполнять контроль над собственными действиями. Вместе с тем автономия не подразумевает под собой абсолютную свободу, скорее имеется ввиду, что родители обязаны удерживать растущую способность малыша выбирать в рамках определенных "степеней свободы". Фиксация на второй стадии развития обеспечивает формирование предельного уровня личностной организации.

На третьей фазе развития (от 3 до 6 лет жизни) сфера социального функционирования ребенка расширяется, формируется инициативность и чувство ответственности (в зависимости от степени свободы, которое имеет ребенок в это время). Фиксация на третьей фазе развития предполагает формирование невротического уровня личностной организации.

Согласно концепции психосоциального развития Э. Эриксона дальнейшее развитие осуществляется через следующие фазы:

школьный возраст (6-12 лет) - формирование трудоспособности или чувство неполноценности;

юность (12-20 лет) - формирование Эго-идентичности либо отсутствия интегрированного Эго;

первая зрелость (20-25 лет) - формирование интимности или изоляции,

вторая зрелость (26-64 лет) - формирование производительности или инертности;

третья зрелость (после 65 лет) - достижение Эго- интеграции либо отчаяния от бесполезности прожитой жизни.

13. Понятие социализации личности. Механизмы социализации.

Социализация — это процесс формирования человека посредством обучения, воспитания, образования, защиты и адаптации. Процесс, в данном случае, — это последовательность действий, в результате которых из родившегося существа формируется человек.

Механизмы социализации - это способы сознательного или бессознательного усвоение и воспроизводства социального опыта.

- Единство подражания, имитации, идентификации.

Сущность данного механизма заключается в стремлении человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей. Ребенок, подражая своим родителям, имитирует их слова, жесты, мимику, действия и поступки. Модель: учитель - ученик, которая имеет ведущее значение в процессе взросления человека.

- Механизм половой идентификации. Сущность данного механизма состоит в усвоении субъектом психических черт особенностей поведения, характерных для людей определенного пола.

Этапы половой идентификации:

1. Ребенок осознает свою принадлежность к определенному полу.

2. Формируется социальный идеал полового поведения.

3. Ребенок стремится имитировать определенный тип полового поведения.

4. Ребенок конкретизирует идеальную модель через собственные личностные особенности.

Причины нарушения данного механизма:

1) при неправильном воспитании (когда родители хотели мальчика, а родилась девочка).

2) неполная семья (когда есть только один пример для подражания).

3) тенденции моды, направленные на устранение различий в стиле одежды, в манерах поведения и социальных проявлениях характерных для мужчины и женщины.

- механизм социальной оценки желаемого поведения. Осуществляется в процессе социального контроля. Он связан с принципом удовольствия или страдания – чувств, которые испытывает человек в связи с вознаграждениями и наказаниями, поступающими от других людей. В этом случае формирующим и подкрепляющим фактором служит реакция окружающих.

- механизм группового давления. Результатом группового давления может выступать – конформизм (приспособленчество).

Конфомность – стремление человека быть таким как все с потерей индивидуальности.

Негативист – человек стремящийся поступать вопреки давлению большинства.

Нонконформист – человек, которому удалось сохранить свою индивидуальность вопреки давлению группы. Он также сохранил хорошие межличностные отношения поскольку во взаимодействии реализует продуктивные стратегии – сотрудничество и компромисс.

Однако сохранение определенной меры конформности в человеке принадлежащем к определенной социальной группе – это условие оптимальной социализации (это помогает ему войти в социальную среду). Доминирование или отсутствие конформности может рассматриваться как нарушение процесса социализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: