Социальный статус— это обязанности и права человека в системе социальных связей, групп, систем. Он включает в себя обязанности (роли-функции), которые человек должен выполнять в данной социальной общности (учебной группе), связи (учебном процессе), системе (вузе).
Социальная роль — это поведение, (1) вытекающее из социального статуса человека и (2) ожидаемое окружающими.
Ролевой набор — совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемый с одним статусом.
Каждый статус обычно включает ряд ролей.
Каждая роль из ролевого набора требует особой манеры поведения.
Соответственно этому у каждой роли свой тип реализации социальных отношений.
Таким образом, ролевой набор формирует набор социальных отношений. Такую готовность принято называть установкой.
Максимальное слияние с ролью называется ролевой идентификацией, а среднее или минимальное — дистанцированием от роли.
Субъект моделирует ролевые ожидания - ориентации, прежде всего по отношению к другим людям, с которыми он связан в ситуации. Эти люди выступают дополнительным членом взаимных ролевых ориентаций. В этих ролевых ожиданиях человек может ориентироваться на самого себя (свое мировоззрение, характер, способности и т. п.). Такое ролевое ожидание-ориентацию Парсонс называет атрибутивным (аскриптив- ным). Но ролевые ожидания-ориентации могут относится к результатам деятельности другого. Это ролевое ожидание Парсонс называет достижительным. Атрибутавно-достижительная ориентация является важным моментом статусно-ролевого поведения.
|
|