Стадии социализации. Факторы социализации. Сферы социализации личности

Стадии социализации. В отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности, поэтому отношение к ней служит основанием для классификации стадий. Выделены три основные стадии: дотрудовая, трудовая и послетрудовая. (В.Н. Андреенкова)

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений — это весь период трудовой деятельности человека.

Послетрудовая стадия социализации представляет собой еще более сложный вопрос. Основные позиции в дискуссии полярно противоположны: одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются. С этой точки зрения указанный период вообще нельзя описывать в терминах «усвоения социального опыта» или даже в терминах его воспроизводства. Крайним выражением этой точки зрения является идея «десоциализации», наступающей вслед за завершением процесса социализации. Десоциализация в этом понимании трактуется как деградация личности.

Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. в частности пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта под девизом «мудрости». Ставится вопрос лишь об изменении типа активности личности в этот период.

Основными факторами — механизмами социализации человека являются: наследственность, семья, школа, улица, телевидение и Интернет, книги, общественные организации (армия, спортивная команда, партия, тюрьма и т. д.), тип общественного строя, тип цивилизации. Соотношение их в истории человечества и индивида различно. В семье и школе закладываются основы мировоззрения, морали, эстетики, приобретаются первичные роли, навыки, традиции. В школе, институте, СМИ формируются разнообразные знания. На работе, на улице, в армии формируются профессиональные, гражданские, родительские и т. п. роли.

Роль перечисленных факторов в социализации человека опирается, по мнению Т. Парсонса, на несколько потребностно-когнитивно-оценочных механизмов. Подкрепление - процесс, связывающий потребность и ее удовлетворение, когда последнее усиливает стандарт поведения. Репрессия - умение отвлекаться от одной потребности ради другой. Замещение - процесс перемещения потребности с одного предмета на другой. Имитация — отвлечение знаний, умений, ценностей от процесса потребления и их самостоятельное рассмотрение. Идентификация - принятие ценностей и ролей данного общества как своих на основе взаимной привязанности воспитателя и воспитуемого.

Выделяют три сферы социализации:

1) Деятельность как сфера социализации. Социализация в деятельности происходит в 3 этапа.

- Ориентировка в системе деятельности, позволяющая сделать выбор главного вида деятельности.

- Центрирование вокруг главного вида деятельности и подчинение ему всех остальных.

- Освоение новых ролей и видов деятельности после того, как человек станет профессионалом в избранном виде деятельности. В данной сфере человек усваивает практический опыт.

2) Общение как сфера социализации. В процессе социализации происходит расширение и углубление всех сторон общения индивида, т. е. увеличивается количество контактов и происходит переход от монологического общения к диалогическому с более точным восприятием партнера. в этой сфере человек усваивает теоретический опыт.

3) Самосознание как сфера социализации. Данная сфера социализации предполагает рефлексию, т.е. взгляд внутрь себя, а также становление в человеке образа его «Я». Этот образ не возникает сразу, а складывается на протяжении жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Сфера самосознания помогает человеку осознать приобретенный опыт и преобразовать его в личностные установки и ценностные ориентации.

В процессе деятельности и общения происходит коррекция представлений о себе в соответствии с представлениями, складывающихся в глазах других людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: