Критерий истины – это признак, по которому какое-либо знание считается истинным

Неоспоримо должно приниматься положение о том, что основной признак, истинности знания содержится в самом определении истины как таковой. То есть главным критерием истинности является «соответствие некоего знания истинной реальности». Это есть главный и обязательный критерий любой истины с точки зрения предпосылок истинности знания, то есть со стороны самой его возможности быть истинным в силу своей сопричастности истинному бытию.

. Таким образом, единство теории и практики не только обеспечивает истинность знания, но и является инструментом ускорения процесса познания и углубления знания.

Основные термины

ДОГМА – положение, некритически принимаемое на веру в качестве непреложной и неизменной истины.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ – непреднамеренное искажение истины в результате решения задач получения истинного знания.

ЗНАНИЕ – системно организованная совокупность результатов познавательной деятельности.

ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНОСТЬ – свойство объекта познания быть интеллектуально созерцаемым.

ИСТИНА – соответствие знания тому, что есть.

КРИТЕРИЙ – признак, по которому какое-либо знание считается истинным.

ЛОЖЬ – преднамеренное искажение истины.

ПАРАДИГМА – господствующая в каком-то историческом периоде исходная модель концепций познания, определяющая пути и границы решения познавательных проблем.

ПРАКТИКА – чувственно-предметная целеполагающая деятельность человека.

ЧУВСТВЕННОЕ ОЩУЩЕНИЕ – ощущение органами чувств.

ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ

— филос. дисциплина, исследующая природу, специфику, характеристики технического знания, эволюцию техники как сферы человеческой деятельности, а также роль и влияние техники как одного из важнейших факторов развития человеческого общества. Термин Ф.т. был введен Э. Каппом; его кн. «Основания философии техники» вышла в Германии в 1877; термин «антропология техники» введен нем. ученым А. Хунингом.

Основные идеи

     

· В основе техники лежит органопроекция, то есть техника создается по образцу живого организма. Создание техники не есть создание нового, но раскрытие естественных возможностей организма.

· Техника — это путь к новым горизонтам бытия.

Любой здравомыслящий человек сможет назвать несколько технических устройств, которые его окружают. Специалисты смогут даже назвать конкретные примеры устройств из изучаемых или создаваемых ими видов техники. Но это лишь материальная сторона технического знания.

Технические дисциплины, известные людям, изучали отдельные виды или стороны техники. Философия техники стала изучать технику глобально: не только внутреннее развитие, но и влияние ее на общество, принимая во внимание историческую перспективу. Различают следующие этапы развития технических знаний:

· донаучный (до второй половины XVIII века) —- знания добываются эмпирическим путем и не подразумевают использование научных знаний;

· зарождение технических наук (со второй половины XVIII века до 70-х годов XIX века) —- начинают использоваться естественные научные знания и появляются первые технические науки.

· классический (до середины XX века) — характеризуется формированием ряда технических теорий, которые образовали фундамент для дальнейшего развития[2].

· современный (с середины XX века) — технические науки начинают интегрироваться не только с естественными, но и с общественными, зарождаются комплексные исследования, технические науки все больше дифференцируются от естественных и общественных наук.

Соотношение философии науки и философии техники

Существует несколько соотношений науки и техники:

· техника — это сама по себе прикладная наука и одна из частей глобального восприятия науки;

· развитие науки обусловлено развитием технических аппаратов и инструментов;

· процессы развития и техники и науки могут рассматриваться как автономные друг от друга и они в то же время координируют друг друга;

· техника науки развивается намного быстрее техники повседневной жизни;

· философия науки имеет сходные задачи по отношению к науке, что и философия техники к технике.

Основные проблемы философии техники

· Различение искусственного и естественного (см. Искусственный интеллект)

· Оценка техники

Основные уровни научного исследования.

Эмпирический и теоретический уровень научного познания.
Их основные формы и методы.

ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯэто непосредственное чувственное исследование реально существующих и доступных опыту объектов.

На эмпирическом уровне осуществляются следующие исследовательские процессы:

1. Формирование эмпирической базы исследования:

2. Классификация и теоретическое обобщение сведений о полученных научных фактах:

Эмпирический уровень научного познания использует следующие методы:

1. Наблюдение. Научное наблюдение – это система мероприятий по чувственному сбору сведений о свойствах исследуемого объекта познания

непосредственные (сведения получаются непосредственно органами чувств);

косвенные (органы чувств человека замещены техническими средствами).

2. Измерение.. Измерение – это сравнение какой-либо физической величины объекта познания с эталонной единицей этой величины. В зависимости от характера поведения тех или иных свойств объекта во времени, измерения делятся на:

статические, в которых определяют постоянные во времени величины

динамические, в которых находят меняющиеся во времени величины

По способу получения результатов измерения делятся на:

прямые (непосредственное измерение величины измерительным прибором);

косвенные (путем математического расчета величины из её известных соотношений с какой-либо величиной, получаемой путем прямых измерений).

3. Описание. Научное описание – это достоверная и точная картина объекта познания, отображенная средствами естественного или искусственного языка.

4. Эксперимент.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: