Обязанности налоговых органов

Основные обязанности прописаны в ст.32 НК, это как бы базовая статья по обязанностям, но и в других статьях ч.1 НК и в ч.2 НК тоже присутствуют обязанности. Обязанности следующие.

1. Соблюдать налоговое законодательство.

2. Осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства. Таким образом, налоговые органы не взыскивают налоги, не взимают, не собирают. Налоговые органы осуществляют контроль за уплатой налогов, контроль за соблюдением налогового законодательства, за исполнением налогоплательщиками своей обязанности по уплате налогов. И то, что налоговый орган имеет право бесспорного списания сумм недоимок и пени, на самом деле природу налоговых органов не меняет. Налоговые органы – это контрольные органы. Этим они отличаются от таможенных органов, потому что таможенные платежи зачисляются на счет таможенного органа и таможенный орган в этом плане выступает как орган, который взыскивает таможенные платежи, взимает. Налоговые органы никакого такого счета не имеют, налоги зачисляются прямо в бюджет, а налоговая только контролирует своевременность их уплаты.

3. Учет налогоплательщиков. Тоже надо сказать, что эта обязанность должна быть единственной обязанностью, закрепленной исключительно за налоговыми органами, то есть налоговый орган должен быть монополистом в этом вопросе, хотя здесь законодатель пока допускает ситуацию, когда параллельно существует учет, по крайней мере, в социальных и внебюджетных фондах, и таким образом учет налогоплательщиков начинает как бы расползаться, и тут возникают проблемы, связанные с ответственностью за нарушение порядка постановки на учет. Понятно, что если это учет налогоплательщика, то это осуществляют налоговые органы и ответственность может быть только за не постановку на учет в налоговых органах. А когда еще внебюджетные фонды осуществляют учет, встает вопрос, есть ли там ответственность при нарушении порядка. Четкости в этом вопросе, к сожалению, пока нет.

4. Налоговым органам вменено в обязанность проводить разъяснительную работу по применению налогового законодательства, бесплатно информировать налогоплательщиков и давать письменные разъяснения о применении норм налогового законодательства. У налогоплательщиков есть аналогичные права. И поскольку у налоговых органов есть аналогичная корреспондирующая обязанность, таким образом, законодатель создает полноценную норму, когда права налогоплательщиков корреспондируют обязанности налоговых органов.

5. Обязанность осуществлять возврат или зачет излишне взысканных или излишне уплаченных сумм налогов, сборов и пеней.

6. Обязанность соблюдения налоговой тайны.

7. Налоговые органы обязаны направлять налогоплательщикам копии актов налоговых проверок, копии решений налоговых органов, (Это очень важно. Если эта обязанность не выполнена, то это сразу снимает вопрос об ответственности налогоплательщика), а также налоговые уведомления и требования об уплате налога.

8. Поскольку налоговый орган – это не правоохранительный орган, а именно контрольный, то в обязанность налоговых органов включается обязанность передать информацию, материалы и документы в соответствующие органы (до Указов Президента – налоговую полицию, после – МВД) для решения вопроса о возбуждении уголовного дела не позднее, чем в 10-дневный срок после получения такой информации.

23.Объект налогообложения (гл. 7, ст. 38 НК РФ)

Под объектом налогообложения понимается реализация товаров работ и услуг или иное обстоятельство имеющие характеристику, с наличием которой возникает обязанность по уплате налога. Каждый налог имеет свой объект налогообложения.

НК РФ устанавливает правила, что если в НК дается определение понятия термина, то он должен применяться в налоговом праве в этом значении. Если определения нет, то тогда термин должен применяться в том значении, в котором он используется в данной отрасли права.

Имущество – в НК понимается виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), указанных в ГК РФ

Товар – в НК понимается любое имущество, реализуемое, либо предназначенное для реализации

Работа – в НК понимается деятельность, имеющая материальный результат и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организаций или ФЛ.

Услуга – в НК понимается деятельность, не имеющая материального выражения и потребляется в результате деятельности.

24.Реализация товаров, работ и услуг (ст. 39 НК РФ)

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Не признается реализацией товаров, работ или услуг:

1) осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

2) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

3) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

4) передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), договору инвестиционного товарищества, паевые взносы в паевые фонды кооперативов);

4.1) передача имущества и (или) имущественных прав по концессионному соглашению;

5) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

6) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договора инвестиционного товарищества или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;

7) передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;

8) изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации;

8.1) передача имущества участникам хозяйственного общества или товарищества при распределении имущества и имущественных прав ликвидируемой организации, являющейся иностранным организатором XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи или маркетинговым партнером Международного олимпийского комитета в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Настоящее положение применяется в случае, если создание и ликвидация организации, являющейся иностранным организатором XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи или маркетинговым партнером Международного олимпийского комитета в соответствии со статьей 3.1 указанного Федерального закона, осуществляются в период организации XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, установленный частью 1 статьи 2 указанного Федерального закона;

9) иные операции в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

25.Принципы определения цены товара для целей налогообложения (ст. 40 НК РФ)

Законодатель обязал налоговые органы в сделках принимать цену товаров, работ услуг, указанную сторонами сделки. Пока не доказано обратное налоговыми органами, предполагается что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Законодатель позволяет контролировать налоговым органам сделки, в следующих случаях:

5. Между взаимозависимыми лицами

6. По товарообменным бартерным операциям

7. При совершении внешнеторговых сделок

8. При отклонении больше чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиков по идентичным или однородным товарам в пределах не продолжительного периода времени. Идентичными товарами, считаются товары с одинаковыми техническими и потребительскими свойствами. Однородный одинаковые технические и потребительские свойства. Законодатель не раскрывает пределы не продолжительного периода времени.

В публичных отраслях права, законодатель четко формирует полномочия госорганов (инспекций), которые реализуют эти полномочия, в порядке установленным НК РФ, например в отношении цены сделки, для целей налогообложения. По общему правилу для целей налогообложения понимается цена товара, работы или услуги, указанная в сделке или договоре и если не доказано иное, то считается что цена соответствует рыночной цене.

Налоговые органы вправе проверить уровни цен для целей налогообложения лишь в следующем закрытом перечне случаев:

2. Между взаимозависимыми лицами

Если этих данных нет, то тогда применяется метод цены последующей реализации, при котором известна цена перепроданного товара из которой вычитается нормальная прибыль для этой сферы товара, затраты на перепродажу и в итоге остается рыночная цена, подпадающая под налогообложения. Если такой цены нет, то налоговые органы обязаны применять затратный метод в этом случае рыночная цена товара определяется налоговым органом, как совокупность затрат на рабочую силу, отопление, освещения, сырье и т.д.

26.Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, а так же неуплата или не полная уплата налогов (ст. 120, 122 НК РФ)

Ст. 120 НК РФ.

Она предусматривает ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов, которые регламентируются:

1. ФЗ «О бухгалтерском учете» 2011 года

2. Приказом МинФина 1998 года № 34 – Н, действует в части, не противоречащей ФЗ 2011 о бухгалтерском учете

3. Положения о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях

Эта статья карает за нарушения правил учета доходов и расходов объектов налогообложения. В первой части – если они совершены в течении одного налогового периода – штраф 10 000 рублей. Во второй части – если деяния совершены в более чем одном налоговом периоде – 30 000 рублей. В третьей части – если они совершены с уменьшением налоговой базы – штраф 20% от сумм неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей.

Важным является определения грубого деяния, которое в этой статье понимается как:

1. Отсутствие первичного документа. В ФЗ о бухгалтерском учете, устанавливаются критерии первичного документа. Статья карает не за неправильно оформленный первичный документ, а за его отсутствие

2. Отсутствие счета – фактуры. Она указывает на уплаченный НДС. Ст. 120 устанавливает ответственность не за неправильное оформление журнала учета счета – фактуры, а за её отсутствие

3. За отсутствие регистра бухгалтерского или налогового учета (таблица хозяйственных операций)

4. За систематическое (два раза и более в течении календарного года), не своевременное, не правильное отражение на счетах бухгалтерского учета, хозяйственных операций. Этот вид ответственности следует отличать от ст. 122.

СТ. 122 НК РФ.

Состав этой статьи устанавливает ответственность за неуплату или не полную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного начисления налога, других неправомерных действий, если это деяние не предусмотрено ст. 129.3. Штраф устанавливается в размере 20%, а если деяния совершены умышленно то 40%

27.Виды налоговых правонарушений (какие есть еще нарушения, ст. 123 и далее на наш выбор)

1. Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе (ст.116):

· Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет – 10 тысяч рублей

· Ведение деятельности без постановки на учет - 10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

3. Непредставление налоговой декларации или расчета финансового результата инвестиционного товарищества (ст.119):

· Налоговой декларации - штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 рублей

· Расчета финансового результата инвестиционного товарищества - 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления

4. Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме – 200 рублей

5. Предоставление расчета финансового результата инвестиционного товарищества с недостоверными сведениями:

· По общим првилам – 40 тысяч рублей

· Умышленно – 80 тысяч рублей

6. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения:

· Однократно за один налоговый период – 10 тысяч рублей

· Более одного раза – 30 тысяч рублей

· С занижением налоговой базы – 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 тысяч рублей

7. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора):

· По общим правилам - 20% от неуплаченной суммы налога (сбора)

· Умышленно – 40% от неуплаченной суммы налога (сбора)

8. Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных) - 20% от неуплаченной суммы налога

9. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов – 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению


10. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога30 тысяч рублей

11. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля - 200 рублей

28Арест имущества (ст. 77 НК РФ)

Арестом имущества - действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества.

Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога, пеней и штрафов и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

Виды ареста:

1. Полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

2. Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

Арест может быть применен только для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, пеней, штрафа за счет имущества налогоплательщика-организации не ранее принятия налоговым органом решения о взыскании налога, пеней, штрафа и при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика-организации или его электронных денежных средств либо при отсутствии информации о счетах налогоплательщика-организации или информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств.

В целях обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов участником договора инвестиционного товарищества - управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета (далее в настоящей статье - управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета), в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества (за исключением налога на прибыль организаций, возникающего в связи с участием данного товарища в договоре инвестиционного товарищества) на общее имущество товарищей, а также на имущество всех управляющих товарищей может быть наложен арест.

Решение о наложении ареста может быть принято в отношении общего имущества товарищей, а при отсутствии или недостаточности такого имущества в отношении имущества всех управляющих товарищей (при этом в первую очередь такое решение принимается в отношении имущества управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета).

Решение о наложении ареста на общее имущество товарищей принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по месту нахождения управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.

Арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика-организации. Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, пеней и штрафов.

Процессуальные аспекты:

Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации принимается руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа в форме соответствующего постановления.

Арест имущества налогоплательщика-организации производится с участием понятых с разъяснением им их прав и обязанностей Орган, производящий арест имущества, не вправе отказать налогоплательщику-организации (его законному и (или) уполномоченному представителю) присутствовать при аресте имущества.

Проведение ареста имущества в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

Перед арестом имущества должностные лица, производящие арест, обязаны предъявить налогоплательщику-организации (его представителю) решение о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия.

При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества. В этом протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности - их стоимости.

Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и налогоплательщику-организации (его представителю).

Руководитель (его заместитель) налогового или таможенного органа, вынесший постановление о наложении ареста на имущество, определяет место, где должно находиться имущество, на которое наложен арест.

Отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются.

По просьбе налогоплательщика-организации, в отношении которого было принято решение о наложении ареста на имущество, налоговый орган вправе заменить арест имущества на залог имущества.

Решение об аресте имущества отменяется при:

· прекращении обязанности по уплате налога, пеней и штрафов

· заключении договора о залоге имущества

Решение об аресте имущества действует с момента наложения ареста до отмены этого решения уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа, вынесшим такое решение, либо до отмены указанного решения вышестоящим налоговым или таможенным органом или судом.

Налоговый (таможенный) орган уведомляет налогоплательщика об отмене решения об аресте имущества в течение 5 дней после дня принятия данного решения.

29.Понятие и условия привлечения за налоговые правонарушения (ст. 106, 107, 108 НК РФ)

Налоговое правонарушение – это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса. Физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с 16 лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: