При разборе темы занятия используются интерактивные методы обучения: дидактическая игра – воспроизведение клинического анализа крови в различных ситуациях (аллергия, глистная инвазия, анемия и пр.).
Задание 1. Оценить клинический анализ крови
Задание 2. Ответить на вопросы по методам исследования крови
Задание 3. Воспроизвести анализ крови в разных условиях
Учебно-материальное обеспечение:
Литература:
а) основная
1. Нормальная физиология / Под ред. В.М. Смирнова / Учебник. М.: «Академия», 2011
2. Нормальная физиология. Судаков К.В. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006
б) дополнительная
1. Нормальная физиология: учебник. / Под ред. А.В. Завьялова, В.М. Смирнова. М.: «МЕДпресс-информ», 2009
2. Основы физиологии человека: учебник. В 2-х томах. Изд.3-е, перераб и дополн. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. – М.: РУДН, 2007
3.Учебно-методические указания к практ. занятиям, с. 16-21, 23-26, 29-31
4. Лекции по курсу нормальной физиологии.
1.Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие / Н.Н. Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005
|
|
Протоколы практических занятие по всем пройденным темам раздела
Материальное обеспечение:
2. Капилляр Панченкова.
3. Центрифуга Шкляра.
4. Камера Горяева.
5. Пробирки для определения осмотической стойкости эритроцитов, химического и осмотического гемолиза.
5. Гемометр Сали.
6. Мазок крови человека.
7. Набор цоликлонов для определения групповой принадлежности крови и резус-фактора.
8. Микроскопы, предметные стекла, реактивы.
ТЕМА 6. (19.) Гемодинамическая функция сердца
Мотивация изучения темы:
Сердечно-сосудистая система обеспечивает кровоснабжение органов и тканей, транспортируя к ним кислород, метаболиты, гормоны, доставляя СО2 из тканей в легкие, а другие продукты метаболизма - в почки, печень и др. органы. Основная функция сердечно-сосудистой системы – транспортная. Эта система жизненно необходима для регуляции гомеостаза. Циркуляцию крови по сердечно-сосудистой системе обеспечивает насосная функция сердца - непрерывная работа миокарда, характеризующаяся чередованием систолы и диастолы. При изучении темы студенты на практике усваивают гемодинамическую функцию сердца, прослеживают связь кровообращения с работой сердца. Знания насосной функции сердца, а также методов ее оценки позволяет выявить состояние этой функции у здоровых и больных людей, определить пути профилактики и принципы лечения сердечной недостаточности.
Цели занятия.
Общая цель: изучение темы направлено на формирование компетенций ПК – 18, ПК – 3 и ПК - 28 ФГОС специальности 060105«Медико-профилактическое дело»
|
|
Конкретные цели и задачи:
После изучения темы студент должен:
«Знать» общую морфофункциональную характеристику системы кровообращения и ее роль в поддержании жизнедеятельности организма, усвоить современные представления о гемодинамической функции сердца, изучить фазы сердечного цикла.
«Уметь» пользоваться полученными знаниями для понимания механизмов функционирования сердца в целом организме при его различных состояниях.
«Владеть» навыками определения длительности сердечного цикла у человека по пульсу, методами количественной оценки нагнетательной функции сердца.
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимых для освоения темы:
1. Морфофункциональные особенности сердечно-сосудистой системы (каф.анатомии человека,каф. гистологии, эмбриологии, и цитологии).
Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
Перечень контрольных вопросов:
1. Значение кровообращения для организма. Кровообращение как компонент различных функциональных систем, определяющих гомеостаз.
2. Развитие учения о кровообращении. Основные исторические этапы.
3. Фазовый анализ сердечного цикла: состояние клапанного аппарата.
4. Динамика изменения кровяного давления и объема крови в полостях сердца в различные фазы сердечного цикла.
5. Ударный и минутный объем сердца, систолический резерв, конечно-диастолический объем желудочков и другие гемодинамические показатели.
6. Особенности структуры и функции сердца плода, новорожденного и пожилых людей.
Задания для СРС во внеучебное время.
1. Анатомическое строение сердца человека (полости, клапаны, циркуляция крови).
2. Приносящие и выносящие сосуды сердца.
3. Микроструктура миокарда.
Вопросы для самоконтроля подготовки к практическому занятию
1. Направление движения крови в большом и малом кругах кровообращения.
2. Что такое систолический объем сердца? Его величина, от чего зависит?
3. Как определить минутный объем сердца?
4. Периоды систолы и диастолы желудочков.
5. Какому периоду диастолы желудочков соответствует систола предсердий?
6. Какова основная функция сердца?
7. Какой объём получил название «конечно- диастолический»?
8. Какой объём является характеристикой производительности сердца?
9. Назовите метод определения МОК.
10. Назовите норму сердечного выброса для взрослого и новорождённого.