На величину порога рентабельности влияют три основных фактора: цена реализации, переменные затраты на единицу продукции и совокупная величина постоянных затрат. Уровень постоянных затрат свидетельствует о степени предпринимательского риска (а также и финансового – в той мере, в какой в постоянных затратах присутствуют проценты за кредит). Чем выше постоянные затраты, тем выше порог рентабельности, и тем значительнее предпринимательский риск.
Под углубленным операционным анализом понимают такой операционных анализ, в котором часть совокупных постоянных затрат относят непосредственно на данный товар (изделие, услугу).
Основным принципом углубленного операционного анализа является объединение прямых переменных затрат на данный товар с прямыми постоянными затратами и вычисление промежуточной маржи – результата от реализации после возмещения прямых переменных и прямых постоянных затрат.
Углубленный операционный анализ направлен на решение главнейших вопросов ценовой и ассортиментной политики: какие товары выгодно, а какие – невыгодно включать в ассортимент, и какие назначать цены.
Промежуточная маржа занимает срединное положение между валовой маржой и прибылью. Желательно, чтобы промежуточная маржа покрывала как можно большую часть постоянных затрат предприятия, внося свой вклад в формирование прибыли. Расчет промежуточной маржи имеет неоспоримые преимущества перед оперированием валовой маржой: анализ получается более тонким и реалистичным, повышается обоснованность выбора наиболее выгодных изделий, появляется возможность решения проблемы использования цеховых производственных мощностей.
В углубленном анализе выделяют порог безубыточности и порог рентабельности.
Порог безубыточности данного товара – это такая выручка от реализации, которая покрывает переменные затраты и прямые постоянные затраты. При этом промежуточная маржа равна нулю.
(4.2.1)
(4.2.2)
Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, которая покрывает не только переменные и прямые постоянные затраты, но и отнесенную на данный товар величину косвенных постоянных затрат. При этом прибыль от данного товара равна нулю.
(4.2.3)
(4.2.4)
Расчет безубыточности и порога рентабельности служит необходимым инструментом в оценке жизненного цикла товара. На протяжении своего жизненного цикла товар проходит два порога безубыточности и два порога рентабельности (рис. 4.2.1).
|
|
|
|
Товар надо изымать из ассортимента, как только промежуточная маржа становится отрицательной, т.е. как только этот товар становится неспособным покрывать своей выручкой прямые переменные и прямые постоянные затраты.
Определим порог безубыточности и порог рентабельности для ЗАО "Хольстер" за 1997-1999гг. (табл. 4.2.1).
Таблица 4.2.1. Углубленный операционный анализ
| Элементы операционного анализа | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. |
| 1. Выручка от реализации, р. | |||
| 2. Переменные затраты, р. | |||
| 3. Валовая маржа, р. | |||
| 4. Доля валовой маржи в выручке (3): (1) | 0,37131 | 0,36085 | 0,371022 |
| 5. Прямые постоянные затраты | |||
| 6. Сумма переменных и прямых постоянных затрат (2) + (5) | |||
| 7. Промежуточная маржа (3)-(5) | |||
| 8. Доля промежуточной маржи в выручке (7): (1) | 0,34079 | 0,32491 | 0,331959 |
| 9. Прямые и косвенные постоянные затраты | |||
| 10. Порог безубыточности, р. (формула 4.2.2) | |||
| 11. Порог рентабельности, р. (формула 4.2.4) |
Как видно из таблицы 4.2.1, выручка меньше 1567027 для 1997г., 2377326 для 1998г. и 2966295 р. для 1999г. вызвала бы убытки для ЗАО "Хольстер". В действительности выручка обеспечила безубыточность и преодолела порог рентабельности, что позволило организации получить прибыль.
Проведем углубленный анализ по ЗАО "Хольстер" по данным 1999г., чтобы выявить наиболее выгодный товар (табл.4.2.2).
Таблица 4.2.2. Углубленный операционный анализ за 1999г.
| Элементы операционного анализа | Ремни | Чехлы | Папки |
| 1. Выручка от реализации, р. | |||
| 2. Переменные затраты, р. | |||
| 3. Валовая маржа, р. | |||
| 4. Доля валовой маржи в выручке (3): (1) | 0,371 | 0,371 | 0,371 |
| 5. Прямые постоянные затраты | |||
| 6. Сумма переменных и прямых постоянных затрат (2) + (5) | |||
| 7. Промежуточная маржа (3)-(5) | |||
| 8. Доля промежуточной маржи в выручке (7): (1) | 0,3322 | 0,3317 | 0,332 |
| 9. Прямые и косвенные постоянные затраты | |||
| 10. Порог безубыточности, шт. (формула 4.2.1) | |||
| 11. Порог безубыточности, р. (формула 4.2.2) | |||
| 12. Порог рентабельности, шт. (формула 4.2.3) | |||
| 13. Порог рентабельности, р. (формула 4.2.4) | |||
| 14. Объем реализации, шт. |
По результатам расчетов трудно определить, какой товар является наиболее выгодным для производства. Доля валовой маржи для всех трех изделий одинакова и равна 0,371. Даже дальнейшее исследование с использованием разделения постоянных затрат на прямые и косвенные не дает основания для отказа от какого-либо товара в пользу другого, потому что значения доли промежуточной маржи для всех изделий приблизительно равны. Выбранная организацией стратегия производства трех изделий обеспечивает достаточный уровень рентабельности.






