Социальная ситуация развития: её структура и роль в развитии психики ребёнка

К началу каждого возрастного периода складывается.
совершенно своеобразное, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение называют социальной ситуацией
развития в данном возрасте (понятие ввел Л. С. Выготский). Социальная ситуация развития - это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих
в развитии ребенка в течение возрастного периода. Она
полностью определяет формы и пути развития ребенка,
виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Социальная ситуация развития
специфическая для каждого возраста, строго закономерно определяет весь образ жизни ребенка, или его социальное бытие. Среда с точки зрения развития становится для ребенка совершенно иной с той минуты, когда
он переходит от одного возраста к другому. Центральным
моментом при рассмотрении динамики психического
развития был для Л. С. Выготского анализ социальной ситуации развития. Распад старой и возникновение основ
новой социальной ситуации развития, по мысли Выготского, и составляет главное содержание критических возрастов.
Ребенок - часть социальной ситуации. Отношение ребенка к среде и среды к ребенку передается через его
переживания и деятельность. Существенна не сама по
себе ситуация, а то, как ребенок ее переживает. В одной
и той же семье, в одной и той же ситуации мы встречаем
у разных детей разные изменения развития, поскольку
одна и та же ситуация неодинаково переживается разными детьми (Выготский Л. С.).
Положение, занимаемое ребенком в данном обществе,
определяется, с одной стороны, существующими представлениями о том, каким должен быть ребенок на каждом
возрастном этапе, а с другой - достигнутым ребенком
уровнем развития, его индивидуальными возможностями
удовлетворять общественные требования к тому или иному этапу возрастного развития.
В настоящее время в нашем обществе наметилась тенденция к изменению требований к ребенку, к усилению
его самостоятельности и в то же время к осознанию особых прав ребенка. Социальная ситуация развития может
сильно различаться у детей одного возраста в связи с социальным расслоением в обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: