Периодизация развития по Э. Эриксону

Теория Э. Эриксона возникла из практики психоанализа. Принимая структуру личности 3. Фрейда, он создал
психоаналитическую концепцию об отношениях ≪Я≫ и общества. Обратив внимание на роль ≪Я≫ в развитии личности, Э. Эриксон перенес ударение с ≪Оно≫ на ≪Я≫. По его
мнению, основы человеческого ≪Я≫ коренятся в социальной организации общества. Применяя психоанализ в послевоенной Америке, он видел различные явления - тревожность, апатию, жестокость, смятение, - как результат
воздействия сложного периода войны на личность.
Э. Эриксон посвящает свои исследования главным образом процессам социализации.
Работы Э. Эриксона знаменуют собой начало нового
пути исследования психики - психоисторического метода, который представляет собой применение психоанализа к истории. Этот метод требует равного внимания как
к психологии индивида, так и к характеру общества,
в котором живет человек.
Э. Эриксон проводил полевые этнографические исследования воспитания детей в двух индейских племенах и
пришел к выводу, что стиль материнства всегда определяется тем, что именно ожидает от ребенка в будущем та
социальная группа, к которой он принадлежит. Если индивид отвечает ожиданиям общества, он включается
в него и наоборот. Эти соображения легли в основу двух
важных понятий его концепции - ≪групповой идентичности≫ и ≪эго-идентичности≫.
Групповая идентичность формируется благодаря тому,
что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу.
Эго-идентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего ≪Я≫, несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его
роста и развития.
Э. Эриксон выделил стадии жизненного пути личности,
для каждой из них характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом.
Младенчество (оральная ст.) - доверие - недоверие.
Ранний возраст (анальная ст.) - автономия - сомнение, стыд.
Возраст игры (фаллическая ст.) - инициативность -
чувство вины.
Школьный возраст (латентная ст.) - достижение - не-
полноценность.
Подростковый возраст (латентная ст.) - идентичность - диффузия идентичности.
Молодость - интимность - изоляция.
Зрелость - творчество - застой.
Старость - интеграция - разочарование в жизни.
Формирование всех форм идентичности сопровождается кризисом развития.

Ценность этого подхода состоит в том, что автор попытался охватить и связать между собой два основных век-
тора развития ребенка:
1) первый вектор характеризует взаимоотношения ребенка с миром вещей, что предполагает познание и
овладение предметным миром;
2) второй вектор характеризует взаимодействие ребенка с миром людей.
Д. Б. Эльконин считает, что деятельность ребенка внутри этих двух векторов представляет единый процесс,
в котором формируется личность. Однако в ходе развития этот единый по своей природе процесс раздваивается. В каждом возрастном периоде один вектор доминирует над другим, а в рамках следующего возрастного
этапа они как бы меняются местами. Именно смена доминирующего вектора на субдоминантный и определяет начало нового возрастного этапа в психическом развитии
ребенка. По своему психологическому содержанию вектор есть не что иное, как деятельность, присущая ребенку
в данный момент, другими словами - ведущая деятельность ребенка. При этом наличие ведущей деятельности
не отменяет другие субдоминантные виды деятельности.
Совокупный анализ типа ведущей деятельности и ее
продуктов,т. е. психологических новообразований на
фоне социальной ситуации развития ребенка, позволил
Д. Б. Эльконину сформулировать периодизацию психического развития, в которой последовательно сменяются
два основных вектора развития ребенка.
При осуществлении таких видов деятельности, как непосредственно-эмоциональное общение младенца со
взрослыми, сюжетно-ролевая игра дошкольников, общение младших подростков, развивается преимущественно
мотивационно-потребностная сфера ребенка.
При осуществлении предметно-манипулятивной деятельности в раннем детстве, учебной деятельности
младших школьников и учебно-профессиональной деятельности старших подростков идет преимущественно
освоение способов действий и эталонов.
Таким образом, согласно этой концепции в детском
развитии есть периоды, в которых происходит преимущественное развитие потребностно-мотивационной сферы и как результат этого - освоение задач, мотивов и
норм отношений, и периоды преимущественного развития интеллектуально-познавательных сил, результатом
чего становится освоение общественно выработанных
способов действий с предметами.
Предпосылки новой деятельности возникают в веду-
щей деятельности данного периода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: