Периодизация развития по Д. Б. Эльконину

Ценность этого подхода состоит в том, что автор попытался охватить и связать между собой два основных век-
тора развития ребенка:
1) первый вектор характеризует взаимоотношения ребенка с миром вещей, что предполагает познание и
овладение предметным миром;
2) второй вектор характеризует взаимодействие ребенка с миром людей.
Д. Б. Эльконин считает, что деятельность ребенка внутри этих двух векторов представляет единый процесс,
в котором формируется личность. Однако в ходе развития этот единый по своей природе процесс раздваивается. В каждом возрастном периоде один вектор доминирует над другим, а в рамках следующего возрастного
этапа они как бы меняются местами. Именно смена доминирующего вектора на субдоминантный и определяет начало нового возрастного этапа в психическом развитии
ребенка. По своему психологическому содержанию вектор есть не что иное, как деятельность, присущая ребенку
в данный момент, другими словами - ведущая деятельность ребенка. При этом наличие ведущей деятельности
не отменяет другие субдоминантные виды деятельности.
Совокупный анализ типа ведущей деятельности и ее
продуктов,т. е. психологических новообразований на
фоне социальной ситуации развития ребенка, позволил
Д. Б. Эльконину сформулировать периодизацию психического развития, в которой последовательно сменяются
два основных вектора развития ребенка.
При осуществлении таких видов деятельности, как непосредственно-эмоциональное общение младенца со
взрослыми, сюжетно-ролевая игра дошкольников, общение младших подростков, развивается преимущественно
мотивационно-потребностная сфера ребенка.
При осуществлении предметно-манипулятивной деятельности в раннем детстве, учебной деятельности
младших школьников и учебно-профессиональной деятельности старших подростков идет преимущественно
освоение способов действий и эталонов.
Таким образом, согласно этой концепции в детском
развитии есть периоды, в которых происходит преимущественное развитие потребностно-мотивационной сферы и как результат этого - освоение задач, мотивов и
норм отношений, и периоды преимущественного развития интеллектуально-познавательных сил, результатом
чего становится освоение общественно выработанных
способов действий с предметами.
Предпосылки новой деятельности возникают в веду-
щей деятельности данного периода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: