После смерти короля Дагоберта I в 639 г. между представителями могущественной аристократии происходили постоянные междоусобные войны. При этом каждый окружал себя вассалами, правил как маленький государь, вовлекая в междоусобные распри зависимые от него слои населения. В каждой из трех частей, на которые разделилось Франкское государство — в Бургундии, Нейстрии и Австразии, были особые начальники дворца — майордомы, которые, являясь представителями знати, фактически руководили внешней и внутренней политикой государства, игнорируя королевскую власть и воюя друг с другом. В нач. 640-х гг. от Франкского королевства отложились Тюрингия, Алеманния и Бавария, ок. 670 сделалась самостоятельной Аквитания, которая стала управляться своими независимыми герцогами. В процессе междоусобной борьбы представителей аристократии возвысился сильнейший из них — Пипин Геристальский, майордом Австразии, ставший в 687 единым майордомом всех трех частей Франкского государства. За королями дома Меровингов был оставлен титул, вся фактическая власть перешла к майордомам. Опираясь на свои огромные земельные богатства и множество вассалов из числа свободных, Пипин и его преемники привели к повиновению знать, усилили военную мощь Франкского королевства. Сам Пипин, справившись со знатью, успешно действовал против германцев на востоке, он подчинил своей власти часть территории фризов и снова утвердил франкское влияние в Алеманнии и Баварии. сильный клан Пипинидов (Арнульфингов), который сумел объединить его и в дальнейшем заменить династию Меровингов новой династией Каролингов. Арнульфинги завладели высшей должностью франкского королевства — палатного мэра (майордома).
|
|
В первые годы правления власть майордома Карла (715–741), прозванного позднее Мартеллом (что значит «молот») упрочилась окончательно. В это время над франками нависла серьезная опасность со стороны Арабского халифата: арабы, завоевав Испанию, с 720 г. начали наступление на Галлию. Войны с арабами показали преимущество конницы над пехотным ополчением, составлявшим основную массу франкского войска. Чтобы создать конницу, а также укрепить социальную базу своей власти, Карл Мартелл секуляризовал ряд церковных и монастырских земельных владений и передал их представителям светской знати. Он воспользовался при этом правом королей на замещение высших церковных должностей. Представители светской знати должны были раздать эти земли в виде бенефициев1 на условиях несения военной службы возможно большему числу лиц, которые должны были являться на коне при соответствующем оружии. Источники не сохранили данных о том, сколько времени потребовалось Карлу для формирования нового войска и какова была его численность. Известно лишь, что в решающей битве с арабами при Пуатье в октябре 732 г. франки выстояли; более того, напав из засады на арабский лагерь, где хранилась награбленная добыча, франки вызвали смятение во вражеском стане; предводитель арабского войска был убит. Не решившись продолжать сражение, арабы на следующий день отступили. Движение ислама на запад было остановлено.
|
|
Реформой Карла Мартелла крестьяне были почти отстранены от военной службы. Базой для созданий нового профессионального конного войска послужили крупные землевладельцы, средние и мелкие феодалы. До Карла Мартелла преобладающей формой королевских земельных пожалований были дарения земли на праве аллода. Такие дарения быстро уменьшали фонд королевских земель и вместе с тем не устанавливали никакой новой связи между королем и феодалами. Карл Мартелл ввел совершенно новую систему пожалования земли в виде бенефициев на условиях преимущественно несения военной службы. Бенефициарий обычно получал землю вместе с сидящими на ней людьми, которые в его пользу платили оброк и выполняли барщинную работу. Использование такой же формы пожалований другими крупными землевладельцами привело к складыванию отношений сюзеренитета-вассалитета между крупными и мелкими феодалами.
Следует отметить, что реформа Карла Мартелла усилила центральную власть. Укрепившийся благодаря ей слой средних и мелких феодалов составил на определенное время опору каролингской династии. По примеру короля другие крупные магнаты тоже стали практиковать раздачу бенефиций, что содействовало созданию иерархической структуры феодального общества и земельной собственности.
Христианство как мировая религия окончательно оформилось в феодальном обществе. В средние века консолидировалась и укрепилась его организация – церковь.
Основы феодально-церковного мировоззрения средних веков были заложены на рубеже IV и V вв. епископом Августином (354—430). К догматическим положениям христианства, в основном утвержденным на Никейском и Константинопольском церковных соборах в 325 и 381 гг., он добавил разработанное им учение «о единоспасающей роли церкви».
Укрепление экономической базы церкви и ее феодализация в VI—XI вв. Большое значение имели монастыри. Первый монашеский орден — орден бенедиктинцев (ок. 529 г., Италия). Низшей
ячейкой церковной организации на Западе и на Востоке был приход во главе с приходским священником (пресвитером). Пресвитеры входили в состав иерархии, возглавляемой епископом. Ряд епархий объединялся в митрополию, во главе которой стоял митрополит на Востоке и архиепископ на Западе. На Востоке еще в V в. возникли церковные объединения более высокой ступени — патриаршества. На Западе равное с патриархами признание получил римский епископ — папа. Большое значение приобрели в управлении церковью соборы (съезды) епископов. Большая роль в усилении церкви у пап. В целом между церковью и государством в Западной Европе в период раннего средневековья существовал тесный союз.
Со 2 пол. IX в. наступает почти двухсотлетний период упадка папства.
1054 – разделение западной и восточной церквей. Реальной основой не прекращавшихся споров между церквами были вовсе не догматические, канонические и обрядовые разногласия, а вполне реальные практические интересы. Папство усиленно стремилось расширить сферу своего религиозно-политического влияния на Восток. Восточная церковь этой экспансии решительно противилась.
Упадок папства способствовал усилению власти епископов и архиепископов, которые превратились в феодальных князей =>Клюнийская реформа – преобразования в кон. 10-11 вв. в католической церкви, направленные на ее укрепление. Движение за реформу возглавило аббатство Клюни в Бургундии (Франция). Главные требования клюнийцев: суровый режим в монастырях, независимость их от светской власти и от епископов, непосредственное подчинение папе; запрещение симонии, соблюдение целибата. Школы при монастырях. Часть требований была осуществлена. Программу клюнийцев использовало папство в борьбе с императором за инвеституру. 1058 – императоры отстранялись от выборов пап.
|
|
В XII—XIII вв. – усиление влияния католической церкви и папства. Причина: феодальная раздробленность. XIII в. – наивысшее могущество и международное влияние папства. Это проявилось уже во время понтификата (правления) папы Иннокентия III (1198—1216), который еще активнее, чем Григорий VII, отстаивал идею верховенства церковной власти над светской и выдвигал притязания на мировое господство.
II Лионским собором введена выборная сессия кардиналов – конклав.
В XIV в. – упадок папства – «авиньонское пленение пап». С возвращением папского престола в Рим наступила «великая схизма» (раскол), когда на престоле одновременно находилось по два и даже по три папы. В ходе этой борьбы, сопровождавшейся взаимными проклятиями и преданием анафеме, папство потеряло свой прежний престиж, католическая иерархия была ввергнута в затяжной кризис. В это время внутри католической церкви развернулось соборное движение, преследовавшее цель ограничить папское единовластие и подчинить папу вселенским соборам. На заседании собора в Лозанне (1449) было достигнуто соглашение о восстановлении единства: Николай V стал единственным главой церкви. Ликвидация «великой схизмы» не привела к восстановлению прежнего могущества Римской курии.