double arrow

Возникновение папского Государства. Папство в VIII –XI столетиях


Возникновение папского Государства. До476г. Италия была сердцем Западной Римской империи. В 476г. военноначальник германского племени скиров Одоакр низложил последнего Римского императора Ромула Августула (по некоторым другим данным - Юлия Непота)‚а знаки царского отличия отослал в Константинополь византийскому императору Зенону. В 493году остготы под руководством короля Теодориха Великогопобедили Одоакра и овладели Италией. Теодорих Великий оставался королем остготов до самой смерти‚ которая наступила в 526году. После смерти Теодориха королевство ослабло. Этим воспользовался император Византии Юстиниан Великий‚который в это время проводил политику реставрации старого римского государства в прежних границах. До 555года полководцы империи Велисарий и Нарсес завоевали Иллирик‚ Апенинский полуостров‚острова Сицилия‚Корсика и Сардиния. На какое-то время единство Римского мира было восстановлено.

В 568 г. в Италию вторгаются лангобарды. Вскоре большая часть полуострова была завоевана новой германской ордой‚ которая ко всему прочему еще и исповедовала арианство.В руках византийцев остались острова Корсика‚Сардиния и Сицилия‚области на юге Италии Аппулия и Калабрия а также Рим и Равенна - город‚ который стал центром экзархата - военно-административной единицы (наместничества). Королевство лангобардов стало самым неудобным и беспокойным соседом для Восточной Римской империи.




Отношения между константинопольским троном и римским престолом трудно назвать безоблачными. Достаточно вспомнить почетное пленение папы Вигилия или конфликт эпохи иконоборчества‚ из–за которого римские папы потеряли целую область - Иллирик‚ перешедшую под юрисдикцию Константинопольского патриарха.

В 752 году пала Равенна - столица одноименного экзархата. Византийские позиции на Апенинском полуострове были сильно ослаблены. Лангобарды‚ завоевавшие Равенну‚ задержались в ней не надолго. В 754 году Пипин Короткий – король франков и соперник византийского императора – изгоняет оккупантов и отдает римской церкви земли, отвоеванные у лангобардов в знак благодарности за королевское помазание. Византийские императоры выразили протест против завоеваний и распоряжений франкских королей в Италии.

С 754 -756 гг. папа становится главой государства‚ которое известно нам под названием Папской или церковной области. Вероятно в это же время в Италии была сочинена ”Дарственная Константина“. Этот документ преследовал две цели:

А) положить конец притязаниям византийских императоров на Италию;

Б) сделать невозможными попытки франкских королей возвратить подаренные земли.

В 9 веке ”Дарственная Константина“ вместе с другими подобными подложными документами вошла в сборник церковно–канонических документов - “декреталий”‚ носящих имя Исидора Севильского - епископа‚ известного своей образованностью.



С папой Захарией (741-752), греком по происхождению, окончился византийский период для Западной церкви и начался Франкский период. В молодом папском государстве появились силы, желавшие подчинить папу своим прихотям. Это была римская аристократия. Дело доходило до уличных боёв между людьми папы и наёмниками. Папа снова обратился за помощью к франкам. В 769 г. сост. Латеранский собор, на который явились и 13 франкских епископов, демонстрируя поддержку папы. Лангобарды тоже ещё не успокоились, пока Карл Великий не разгромил их окончательно в 774 г. Папа Адриан I укрепил государство и был первым, кто стал чеканить свои монеты с надписью “Victoria Domini Nostri”.

Тем временем в Византии не затихали иконоборческие споры. Папа Адриан I принимал под свою защиту гонимых иконопочитателей. Получив акты VII Вселенского собора, папа отправил их латинский перевод Карлу, а тот в свою очередь своим богословам. Алкуин прислал императору опровержение правильности соборных решений. В 790 г. учёные от имени Карла составили “Libri Carolini” в 4-х частях. 3-я и 4-я критикуют как иконоборческий собор 754 г., так и VII Вселенский. В 794 г. состоялся собор, созванный Карлом во Франкфурте, закрепивший это осуждение.

Франки пошли средним путем: иконы не есть идолы и их не нужно уничтожать, но не следует им воздавать и большого почтения. В латинском тексте VII Вселенского собора отношение к иконам неверно выражено словом adoratio – поклонение, долженствующее Богу, хотя в оригинале стоит veneratio – поклонение по отношению к святым, их мощам, св. Кресту, Писанию и священным сосудам. К иконам, по мнению франкских богословов, не приложим ни тот, ни другой термин и перед ними не следует ни молиться, ни возжигать лампады. Они годятся лишь для напоминания о предметах религии и для украшения, а в деле спасения безразлично - есть иконы или нет. Ошибка в переводе текста VII Вселенского собора привела к напрасной полемике.



В 779 г. против папы Льва III (795-816) симпатизировавшего франкам, поднялся мятеж провизантийской партии в Риме. Его обвиняли в предательстве и клятвопреступлении. Во время шествия на него напали, стащили с осла, сорвали одеяние иерарха и заточили в монастырь. Ему удалось бежать по верёвочной лестнице. Переодетым папа добрался к императору. Видя для себя немалые выгоды в сотрудничестве с Церковью, Карл во главе войска вступает в Рим и привозит с собой папу Льва. Он восстанавливает его в правах, а взамен получает от папы титул императора по заранее составленному сценарию. Согласно летописи “Жизнь Карла Великого”, на Рождество 800 года, Карл, погружённый в молитву, находился у гробницы ап. Петра, когда к нему подошёл папа Лев III и под торжественные возгласы народа “Laudes !!!”, короновал Карла, провозглашая его императором. По описанию придворного историка Эйнхарда, Карл, якобы не был расположен принимать императорское звание, и не пришёл бы в собор, если бы знал намерения папы. Франкские историки представили дело так, что Карл был неприятно удивлён происшедшим, однако вопреки этому мнению всё обстояло не так; после коронации в оборот даже пошёл памятный динарий.

Факт коронации отражал реальность. Феодальное государство не могло обойтись без идеологической поддержки Церкви и её просветительской деятельности. Карл хоть видимо и протестовал против зависимости от папы, но не мог реально обойтись без поддержки Церкви для укрепления мощи государства. При Каролингах папство вынужденно отодвинулось на задний план; платой за защиту было подчинение. Но даже в это время Западную церковь трудно упрекнуть в бездействии. Её просветительская и дисциплинарная роль возрастают. Из-за всеобщей неграмотности все, включая высшую знать, вынуждены прибегать к услугам высокообразованного духовенства. Церковь стала посредником между древней и новой культурами. Монашеские ордена, кроме непосредственных обязанностей, занимались перепиской книг, обработкой земли и изобретением новых орудий труда. В монастырях формировалась архитектура, были созданы романский и готический стили.

За считанные десятилетия власть Церкви возросла настолько, что уже при преемнике Карла Великого - Людовике Благочестивом, имперская власть стала зависимой от франкских епископов. Церковь тогда обладала третью от общей площади франкской империи, и это обеспечивало её суверенитет. Папа Стефан IV (816-817) был возведён на престол без утверждения императора. Последовавший за ним папа Пасхалий I (817-824) также не обратился к императору за утверждением. В 817 г. между ним и Людовиком Святым был заключён “Pactum Ludovicanum” закреплявший папский суверенитет. Однако преемник Людовика – Лотарь I возобновил имперский протекторат над папским престолом. В 824 г. Папа Евгений II был вынужден смириться с правом императора при избрании папы.

При папе Григории IV (827-844) с неожиданной быстротой начался распад империи Каролингов и казалось бы настал момент опять обрести независимость, но вскоре выяснилось, если за папством не будет стоять реальная военная сила империи, - оно может стать игрушкой в руках партикулярных сил. Единственной выдающейся фигурой IX-X вв. независимой, от светской власти, историки считают папу Николая I.

Папство в VIII – XI столетиях. Восьмое-девятое столетие прошло для папства в непрестанной борьбе и с Византийским императором‚и с Константинопольским патриархом. И в этой борьбе папы сделали ставку на франкских королей. Династия Каролингов была объявлена наследниками цезарей Рима. Это произошло в день Рождества Христового‚ когда папа Лев IIIкороновал Карла Великого в качестве Римского императора. В 800 г. на западе была восстановлена империя‚ площадь которой равнялась прежнему Западноримскому государству. На это событие мало обращают внимание. Однако оно имеет огромное значение в деле полного упадка канонического примата папы на востоке.

Византийский император Никифор 1 (802-811) запретил Константинопольской кафедре общаться с Римской‚ так как последняя была названа отделившейся от Церкви.

Папа Николай 1(858-867) выступил против определений Константинопольских соборов 858 и 861года по делу патриарха Фотия, а самого Фотия объявил лишенным сана. На соборе, созванном Фотием, был объявлен лишенным сана сам папа Николай. Конфликт продолжался и при приемнике Николая - папе Адриане II.

После Великого Свято-Софиевского собора 879 года отношения между Римом и Константинополем были более-менее нормальными. Рим и Византия сближались друг с другом из-за того‚ что правители папского государства вели напряженную борьбу с германским императором. Политическое сближение Рима и Константинополя служило делу сохранения мира в межцерковных отношениях.

К сожалению‚ этот период был омрачен большим моральным упадком. С конца IX до середины X вв. римский престол занимали 24 папы, которых даже католические историки называют “плохими”.

Византия уже не могла, а новые Западные государства ещё не могли вовлечь Рим в сферу политического влияния. И только римская аристократия посягнула на это, сыграв в истории Католической Церкви свою пагубную роль.

“Эпоха Формоза” - так можно назвать начало этого периода. Формоз был кардиналом г. Порто и непреодолимое стремление стать папой привело его к конфликту с Иоанном VIII, который лишил его сана и отправил в изгнание. Историки небезосновательно считают Формоза инициатором отравления папы. После смерти папы Стефана V (885-891) Формоз всё-таки становится папой при помощи герцогов Сполетто. Стремясь освободиться от их опеки, он вступает в союз с германским королём Арнульфом. Так началась борьба папы с Альгетрудой-главой рода Сполетто. Формоз умер в 896 г. и новый папаСтефан VI (896-897) становится орудием Альгетруды. С именем этого папы связан “собор с трупом”. Он состоялся в одной из римских базилик и был посвящён осуждению Формоза. Его тело, облачённое в папские одежды, усадили на скамью, рядом усадили адвоката и предъявили обвинение в узурпации папского престола. Его лишили сана, сняли облачение, отрубили 3 пальца правой руки и протащили труп по улицам Рима, а затем бросили в Тибр.

Папа Стефан также не избежал расправы. В 897 г. его схватили и бросили в тюрьму. С 897 по 903 гг. , т. е. за 6 лет - 6 пап сменили друг друга и почти все умерли от насилия.

Следующий этап можно назвать “порнократией” или властью шлюх. В начале X века Власть в Риме захватило семейство бывшего папского казначея Теофилакта. Красивые женщины из этой семьи стали орудием влияния на папский престол. Жена Теофилакта - Теодора и его дочери-Теодора младшая и Марозия, - вели распутный образ жизни. Всех тех, кто вставал на их пути они жестоко устраняли. Теодора старшая сделала папой равеннского архиепископа, это Иоанн Х (914-928). Он был скорее воином-политиком, чем пастырем и лично руководил боевыми действиями против сарацин. Марозия была в любовной связи с папой Сергием III (904-911), а после него она стала женой сполеттского , а затем тосканского маркграфов. Она взяла себе титул римского патриция и сенатора, приобретя тем самым полноту власти в городе. Воспротивившегося Иоанна Х она повелела убить. Та же судьба ожидала и следующих 2-х пап. Марозия возвела на трон 18-летнего папу Иоанна ХI, своего сына от папы Сергия III, а сама, уже в 3 раз выходит замуж за одного богатого вельможу. Тем временем вырос её сын от 1-го брака Альберих. Он захватил власть, заточив в тюрьму мать, отчима и папу. Он лично назначал пап в течение 20 лет и в конце концов папой стал его 18-летний сын Октавиан с именем Иоанн ХII (940-955). Таким образом, духовная и светская власть оказались в одних руках.

В эпоху порнократии появляется легенда о “папессе Иоанне”, - аморальной женщине, которая правила в промежутке понтификатов Льва IV и Бенедикта III. Девушка по имени Иоанна воспитывалась в Майнце, затем изучала богословие в Энгельсхайме. Всё это было возможно из-за внешнего сходства с юношей. Она носила мужскую одежду, и однажды в Фульдском аббатстве ей очень понравился один монах. Она соблазнила его и они оба бежали во Францию, Италию, а затем в Афины, где Иоанна изучила философию. Внезапно её любовник умирает, и она едет в Рим под именем Иоанн Анжелик. В Риме ей дали разрешение на открытие школы 7-и искусств (музыки, геометрии, риторики, грамматики, диалектики, арифметики и астрономии). Благодаря образованности и популярности она вначале становится кардиналом, а затем и папой в августе 855 г.Однажды во время церковного шествия у папессы начались родовые схватки, и она упала с лошади на землю, где тут же родила ребёнка. Это произошло неподалёку от амфитеатра Домициана и храма св. Климента. По одной версии она и ребёнок тут же умерли, приняв Божию кару, по другой версии она истекла кровью, а ребёнка убили камнями участники процессии, возмутившись происшедшим. Мать и младенца похоронили и на могиле поставили статую женщины с ребенком, дабы навеки скрыть позор папства.

Желая избавиться от опеки аристократии, папы обращают свои взоры к германскому императору. Оттону I Великому. Он на время водворяет спокойствие в Риме, за что папа Иоанн XII (955-963) короновал его как императора Римской империи. Но как только Оттон удалился из Рима, пришлось уехать оттуда и папе. В 963 г. папа ищет союза со своими прежними врагами против Оттона, за что тот ставит новым папойЛьва VIII. Поднялся бунт, и римляне изгнали Льва. Иоанн весь остаток жизни страшился мести императора, а умер якобы от апоплексического удара во время прелюбодеяния. Вместо него римляне избрали Бенедикта V, но Оттон изгнал его в Гамбург, а папство вернул Льву VIII. Следующий папа был избран канонически и одобрен Оттоном. Это - Иоанн XIII (965-972).

Оттон II мало интересовался Италией, и в Риме стала всем заправлять семья Крещенциев - потомков Теодоры младшей. При них был убит папа Бенедикт VI (973-974) и его место занял антипапа Бонифаций VII (974-984). Его изгнали войска императора, но он опять вернулся и насилием отвоевал трон. Оттон III навёл порядок и сделал папой своего родственника. Папа Григорий V(996-999) стал первым немцем на папском троне. Со времен папы Бенедикта VIII (1012-1024)утвердился обычай менять имя при избрании пап. Этот папа короновал Генриха II в 1014 г. в императора Священной Римской Империи. Его наследник Конрад II мало интересовался римскими делами и поэтому без должного контроля власти снова вспыхивает борьба за папство. Тосканская партия сумела посадить в 1024 г. на папское место племянника Бенедикта VIII, мирянина, который за день ухитрился пройти все степени священства и взял себе имя Иоанн XIX (1024-1032). При его приемнике – 18-летнем Бенедикте IX симония достигла апогея. Но даже взяток не хватало на юношеские забавы. Он дошёл до того, что продал свою тиару и папство пресвитеру Джованни Грациано за большую сумму. Он стал папой Григорием IV (1045-1046). Оппозиция выдвинула своего кандидата антипапу Сильвестра III. Итого в 1046 г. было три папы. Бенедикт – продавший папство, но одумавшийся, антипапа Сильвестр и Григорий.

Германские императоры решили положить конец такому бесчинству и сломили власть римской аристократии при Генрихе III.

В начале одиннадцатого столетия в Риме восторжествовала пронемецкая партия, и папский престол оказался в полной зависимости от германского императора. Это событие сыграло роковую роль в истории дальнейших политических и церковных взаимоотношений между востоком и западом.







Сейчас читают про: