double arrow
Проблема этноцентризма

Для поддержания группой позитивной идентичности используется специфический механизм межгруппового восприятия – внутригрупповой фаворитизм, заключающийся в тенденции благоприятствовать собственной группе и ее членам при сравнении с другими сопоставимыми с ней группами.

Пример внутригрупп фаворитизма – этноцентризм – предпочтение своей этнической группы. Определение дал в 1906 г. У.Самнер, этноцентризм – это такое «видение вещей, при котором своя группа оказывается в центре всего, а все другие соизмеряются с ней или оцениваются со ссылкой на нее»

Современные исследователи рассматривают этноцентризм как присущее людям свойство «воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве некоего эталона или оптимума». Эталонным может рассматриваться все, что угодно: религия, язык, литература, пища, одежда, пр.

М.Бруэр и Д.Кэмпбелл выделили основные показатели этноцентризма:

■ восприятие элементов своей культуры как «естественных» и «правильных», а элементов других культур как «неестественных» и «неправильных»;

■ рассмотрение.обычаев своей группы в качестве универсальных;

■ оценка норм, ролей и ценностей своей группы как неоспоримо правильных;

■ представление о том, что для человека естественно сотрудничать с членами своей группы, оказывать им помощь, предпочитать свою группу, гордиться ею и не доверять и даже враждовать с членами других групп




Среди исследователей нет единодушия в отношении к ЭЦ. Советские обществоведы полагали, что ЭЦ – негативное социальное явление, равнозначное национализму и даже расизму. А многие психологи считают ЭЦ негативным соц-психол явлением, с неприятием всех чужих групп в сочетании с завышенной оценкой собств группы.

Но хотя ЭЦ часто оказывается препятствием для межгруппового взаимодействия, одновременно он выполняет полезную для группы функцию поддержания позитивной идентичности и даже сохранения целостности и специфичности группы.

ЭЦ изначально не несет в себе враждебного отношения к другим группам и может сочетаться с терпимым отношением к межгрупповым различиям. Так, Бруэр и Кэмпбелл обнаружили ЭЦ у всех исследованных 30 общностей в 3 странах восточной Африки, где степень выраженности ЭЦ варьировалась. При оценке групповых достижений фаворитизм был значительно более слабым, чем при оценке других аспектов. Треть общностей оценивала достижения, как минимум, одной из чужих групп выше, чем собственные достижения.



ЭЦ, при кот некритичное отношение не распространяется на все свойства и сферы жизнедеятельности своей группы и предпринимаются попытки понять и объективно оценить чужую культуру - благожелательным или гибким.

Степень выр-ти зависит от особенностей культуры - существуют данные, что представители коллективистических культур более ЭЦ, чем члены культур индивидуалистических. Но другими авторами было обнаружено, что именно в коллективистических культурах, где превалируют ценности скромности и гармонии, межгрупповая предвзятость меньше, например, полинезийцы демонстрировали меньшее предпочтение своей группы, чем европейцы.

При анализе необходимо учитывать соц факторы - влияние оказывают не особенности культуры, а система социальных отношений общества, объективный характер межэтнических отношений. При наличии конфликта между этническими общностями и других неблагоприятных соц условиях ЭЦ м становиться дисфункциональным. Это воинственный ЭЦ, где люди не только судят о чужих ценностях, исходя из собственных, но и навязывают их другим. Он выражается в ненависти, недоверии, страхе и обвинении других групп в собственных неудачах. Он неблагоприятен и для личностного роста. Китайцы - их родина – «пуп Земли», СССР - «начинается Земля, как известно, от Кремля».

В исследовании, в последние годы СССР, испытуемые – студенты из 10 стран – должны были «заселить» необитаемую планету жителями своей и еще 8 стран, используя для этого «пустую» карту 2 полушарий. У советских студентов были выявлены неблагоприятные тенденции: они размещали свою страну либо на целом полушарии, либо в центре рисунка, так, что она граничила со всеми другими государствами и получала львиную долю территории. Последний вариант является ярким выражением феномена «пупа Земли» и был обнаружен у молодых людей еще из двух стран – Ирана и Египта. Для ост испытуемых, даже США, было характерно стремление каким-то образом объединить страны на новой планете. А каждый пятый участник исследования даже поместил в центре рисунка чужую страну – нейтральную (Австрию, Швейцарию) или достигшую наивысших достижений в экономике (Японию).

Воинственный этноцентризм используется в реакционных доктринах, санкционирующих захват и угнетение других народов. Крайняя степень этноцентризма выражается в форме делегитимизации – «категоризации группы или групп в супернегативные социальные категории, исключаемые из реальности приемлемых норм и ценностей» (Bar-Tal, 1990, р.65). Делегитимизация максимизирует межгрупповые различия и включает в себя осознание подавляющего превосходства своей группы. Облегчают делегитимизацию действительно значительные различия во внешности, нормах, языке, религии и других аспектах культуры. Ее целью является полная дифференциация своей и чужой групп вплоть до исключения последней из рода человеческого. Членов чужой группы называют змеями, паразитами, крысами или представляют ведьмами, вампирами, демонами. Это переводит их в категорию «нелюдей» и позволяет поступать так, как запрещено поступать с себе подобными – с людьми.

В качестве примеров этноцентристской делегитимизации Бар-Тал приводит отношение первых европейских поселенцев к коренным жителям Америки и отношение к «неарийским» народам в нацистской Германии.

Основными механизмами, выполняющими функцию межгрупповой дифференциации, являются атрибутивные процессы. На уровне межгрупповых отношений изучаются два основных вида атрибутивных процессов. 1- стереотипизация как особый случай атрибуции черт, когда индивиду приписываются характеристики исходя из его группового членства. 2 - соц каузальная атрибуция или приписывание причин поведения и достижений индивидов на основании групповой принадлежности.






Сейчас читают про: