§ Психологические
§ Социально-психологические
§ Социальные
Психологическими функциями стереотипизации являются:
§ упрощение и систематизация обширной и сложной информации, получаемой человеком из окружающей среды;
§ сохранение и защита ценностей индивида.
Основные социально-психологические функции стереотипизации –
§ межгрупповая дифференциация – как правило, оценочная в пользу своей группы –
§ поддержание позитивной групповой идентичности. и осуществляемое с ее Помощью
Социальные функции стереотипизации:
§ объяснение существующих отношений между группами в том числе поиск причин сложных и «обычно печальных» социальных событий;
§ оправдание существующих межгрупповых отношений, например действий, совершаемых или планируемых по отношению к чужим этническим группам.
§ сохранения существующих отношений, - объяснение и оправдание отношений между группами с помощью стереотипов необходимо прежде всего для сохранения этих отношений.
Одной из проблем общения представителей разных этнических групп состоит в том что они не понимают причин поведения друг друга и делают ложные атрибуции. Например, этноцентрическая атрибуция – такая атрибуция, при которой позитивному поведению членов совей группы и негативному поведению членов чужой группы приписываются внутренние причины, а негативному поведению своиз и позитивному поведению чужих – внешние причины. – исследование 70х годов в Индии.
|
|
На основании этого Хьюстон и Ясперс в начале 80х годов сформировали теорию социальной атрибуции, понимаемой как интерпретация поведения и результатов деятельности индивидов на основании их группового членства. Такая атрибуция является:
1) социальной по происхождению, так как возникает и развивается в результате социального взаимодействия индивидов или под влиянием социальной информации
2) групповой с точки зрения объекта направленности – не на отдельного индивида, а на члена конкретной социальной группы
3) групповой с точки зрения сходства у челнов социальной группы и различия между группами.
Т.о. основная функция социальной атрибуции – формирование, поддержание или усиление групповой идентичности. Стратегия, позволяющая сохранить позитивную групповую идентичность, состоит в использовании этноцентрических атрибуций, в которых индивиды оказывают предпочтение представителям своей группы.
Дальнейшим развитием стал тот установленный факт, что явные этноцентрические атрибуции не являются универсальными. Так например члены групп подчиненного меньшинства, не видящие альтернатив в существующей системе (как китайцы в Малайзии), довольно часто проявляют тенденцию к обесцениванию своей группы и оказания предпочтения доминантной группе. Позитивным примером каузальной атрибуции можно привести тот пример, когда каузальных атрибуции двух групп строятся в соответствии с не противоположными, а взаимодополняющими образами, что приводит к объяснению как позитивного, так и негативного поведения членов обоих групп внутренними стереотипно-личностными чертами. Но и в этом случае был выявлен способ поддержания позитивной групповой идентичности. Он состоял в приписывании своей группе наиболее социально желательных качеств, а чужой группе – качеств формально позитивных, но находящихся в нижней части иерархии личностных черт как ценности (раскованность для х-ки американцев, например)
|
|