Метод аналогий. Виды аналогий

Метод аналогий предназначен для генерации идей путем поиска аналогий поставленной задаче. Этот метод является методом ассоциативного мышления. В противоположность «мозговому штурму» (см. ниже) целью здесь является не количество идей или альтернатив для них, а генерация небольшого числа альтернатив (даже единственной альтернативы), разрешающих данную проблему.Суть метода состоит в следующем. Формируется группа из 5...7 человек, обобщенных по признакам:наличие гибкости мышления;наличие практического опыта в данной сфере деятельности и знаний в данной предметной области;присутствие психологической совместимости;наличие качества общительности.
Далее группа, выработав определенные навыки совместной работы, проводит систематическое направленное обсуждение как любых аналогий, спонтанно возникающих в ходе беседы, так и проблему, подлежащую решению. Перебираются в первую очередь три известных вида аналогий: прямая, косвенная, условная.
Прямая аналогия определяет такую ситуацию сравнения, когда аналогия (модель) и оригинал (то, с чем проводится аналогия) максимально подробны (похожи или приближены) друг другу.Косвенная аналогия между оригиналом и моделью устанавливается в виде косвенного (не прямого) совпадения или достаточной (не полной) близости относительно друг друга.Условная аналогия между оригиналом и моделью имеет место, когда подобие между ними не является ни прямым, ни косвенным, а устанавливается в результате соглашения.При использовании метода могут использоваться чисто фактические аналогии. При этом исследуемые процессы представляются такими, какими они не являются на самом деле, но какими хотелось бы их видеть.Следует определить правила работы экспертной группы:запрещено обсуждать достоинства и недостатки членов группы;
каждый имеет право прекратить работу при малейших признаках утомления без каких-либо объяснений;роль ведущего периодически переходит к другим членам группы.

Метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов – метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, в частности ТНП, создании рекламы товаров, а также для тренировки воображения.

Цель метода

Совершенствование объекта за счет получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными свойствами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: