Раздел 3. Основы управления персоналом

3.1 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. НАБОР И ОТБОР ПЕРСОНАЛА

Адаптация персонала — процесс ознакомления, приспособления работников к содержанию и условиям трудовой деятельности, а также к социальной среде организации. Адаптация является одной из составляющих частей управления персоналом.

Этот термин применим как к новым сотрудникам, нанимаемым извне, так и к сотрудникам, перемещаемым на новую должность в порядке внутренней ротации.

Адаптация — приспособление организма, индивидуума, коллектива к изменяющимся условиям среды или к своим внутренним изменениям, что приводит к повышению эффективности их существования и функционирования.

Цели адаптации персонала:

- уменьшение стартовых издержек, так как пока новый работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат;

- снижение степени озабоченности и неопределенности у новых работников;

- сокращение текучести рабочей силы, так как если новички чувствуют себя неуютно на новой работе и не нужными, то они могут отреагировать на это увольнением;

- экономия времени руководителя и сотрудников, так как проводимая по программе работа помогает экономить время каждого из них;

- развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой.

Классифицировать адаптационные мероприятия, проводимые в организации можно по следующим критериям:

А) пассивные, когда новый сотрудник выступает как пассивный объект адаптационных мероприятий

Б) активные, когда адаптационные мероприятия побуждают нового сотрудника стремиться к самостоятельному вхождению в организацию воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее(в том числе и те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить) [1,с.255].

Выделяют два вида работы с новыми членами коллектива: Первичная адаптация — приспособление молодых кадров, не имеющих опыта профессиональной деятельности (как правило, в данном случае речь идет о выпускниках учебных заведений).

Вторичная адаптация — приспособление работников, имеющих опыт профессиональной деятельности (как правило, меняющих объект деятельности или профессиональную роль, например, при переходе в ранг руководителя).

По направленности адаптация новых членов коллектива делится на: А) производственную; Б) непроизводственную.

Производственная адаптация в свою очередь делится на:

1. Производственную адаптацию — процесс включения работника в новую
для него производственную сферу, усвоения им производственных условий, норм
трудовой деятельности, установления и расширения взаимосвязей между
работником и производственной средой.

2. Профессиональную адаптацию - это дополнительное освоение возможностей, знаний и навыков, а также формированием профессионально необходимых качеств личности, положительного отношения к своей работе.

3. Психофизиологическую адаптацию — приспособление к новым физическим и психическим нагрузкам, физиологическим условиям труда.

4. Социально-психологическую адаптацию — одновременно с освоением условий труда работник вступает в процесс социально-психологической адаптации к коллективу организации.

5. Организационную адаптацию — сотрудник знакомится с особенностями организационного механизма управления предприятием, местом своего подразделения и должности в общей системе целей и в организационной структуре. При данной адаптации у сотрудника должно сформироваться понимание собственной роли в производственном процессе.

6. Экономическую адаптацию. Каждая профессия отличается особыми способами материального стимулирования, а заработная плата связана с его условиями и организацией. Объектом экономической адаптации является уровень заработной платы и, что стало актуальным в последнее время, своевременность ее выплаты.

Непроизводственная адаптация делится:

На адаптацию к социальной инфраструктуре организации, когда нового работника знакомят с предоставленными ему возможностями по улучшению жилищных условий, по пользованию услугами учреждений образования и культуры.

Адаптацию к непроизводственному общению с коллегами, когда новичка вовлекают в различные мероприятия, проводимые в организации или подразделении внерабочее время.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: