Тема 1. Проблемы регионализации образования

По оценкам ведущих экспертов Совета Европы в области образования, центр проблематики XXI века как для всего международного сообщества, так и для образовательных систем, состоит в постепенном превращении человека в гражданина мира без потери своих корней. При этом существенна тенденция к сохранению личностью своей национальной специфики. На современном этапе развития образования большое внимание уделяется формированию человека как целостной личности, как личности новой гуманистической эпохи, личности, адекватной мотивам творческого самовыражения, способной преодолеть узость специализированного профессионального развития.

В конце XX - начале XXI в. возрастает роль регионов в развитии политической и экономической жизни страны. В равной степени это относится и к системе образования. Регион - широкое понятие: в нем отражаются в совокупности естественные и исторически сложившиеся экономико-географические, социальные, культурные, национально – этнические особенности.

Развитие образовательных регионов предполагает прогнозирование изменений в региональной образовательной политике, планирование кадрового обеспечения региональной системы образования с учетом специфики региона, его историко-культурных традиций, перспектив развития образовательного пространства в контексте политических, экономических, социальных и культурных условий и факторов, влияющих на его становление и развитие. В этом процессе важным представляется учет историко-культурного наследия региона. Современные условия позволяют рассматривать генезис образования вне идеологического прессинга, что делает возможным более объективно осмыслить факты, процессы, явления, события, влияющие на прогрессивные преобразования в регионе в прошлом, настоящем и в будущем.

В условиях поликультурного образовательного пространства Юга России, Донского края проблемы регионализации связываются с сохранением коллективной и индивидуальной идентичности, отстаиванием национального суверенитета – стержневого элемента национального самосознания народов, проживающих в регионе, вступающих в поликультурный диалог в едином образовательном пространстве.

В регионе протекает жизнедеятельность человека, формируется гражданское самосознание россиян. Как живая клетка общественного организма современное российское образование призвано выполнить важную функцию – быть генетической матрицей общества, субъектом преобразования социума, порождения новых форм общественной жизни. Это актуализирует осмысление понятия “регионализация образования”, которое прочно вошло в педагогическую науку и практику.

В понятие “регионализация образования” вкладываются разные смыслы, имеющие довольно широкий диапазон. В одном случае, регионализация образования связывается с автономизацией регионов и образовательных учреждений, с разделением полномочий и предметов ведения между Центром и субъектами, что сводит арсенал возможных механизмов регионализации к политическому аспекту децентрализации управления и выхолащивает профессионально – содержательный аспект образования. В другом случае, регионализацию расширяют до всей суммы процессов организации, функционирования, развития, которые происходят в сфере образования региона. Регионализация образования, трактуется и как “механизм - процесс” развития общества посредством высвобождения и модификации уникального ресурса региона – самобытность его культуры, налаживание культурного многообразия и своеобразия, диалога культур.

Наиболее развернутый анализ современного процесса регионализации образования дают Е.В. Ткаченко и А.Т. Глазунов [63,11]. Авторы предлагают оценивать регионализацию “как учет региональных особенностей (этнографических, социально – экономических, историко – культурных, экологических и т. д.). В содержательной стороне идея регионализации образования связывается с ожиданием возрождения духовности, сохранения языка, культуры этноса как части национальной, российской и мировой культуры, использования национально-культурных традиций без ущерба федеральному содержанию образования на любом уровне и направлении обучения, обеспечением единства и целостности образовательного пространства России в разноуровневых образовательных учреждениях.

А.М. Новиков рассматривает регионализацию как принцип образования, в частности, профессионального образования, который охватывает целый ряд аспектов деятельности учебных заведений в новых социально- экономических условиях. Во-первых, это регионализация содержания образования; во-вторых, (что касается только профессионального образования)- это переход от узкоспециализированного отраслевого профиля подготовки студентов к широкому спектру всех специальностей, необходимых регионам; в-третьих, это дальнейшее усиление культурообразующих функций учебных заведений в своих регионах, районах, микрорайонах, выполнение функций региональных научных центров; в-четвертых, - это вхождение учебных заведений в общее образовательное пространство регионов (разработка стратегических программ развития образования в органической связи с профессиональным образованием, перспективы профильных классов и пр.); в-пятых, - разработка долгосрочных программ развития образования. [47, 142-143].

С позиции развития современной научной мысли регионализация представляет важное направление развития современной педагогики, в условиях поликультурности России. По мнению В.И. Мареева, «регионализация предполагает учет этно-культурно-исторических, социально-политических особенностей региона в процессе совершенствования образовательных систем, а также решение психолого-педагогическими средствами проблем детства в кризисной, неустойчивой социальной ситуации российского региона». [48, 3-4]. Вторым аспектом регионализации педагогики является существенное повышение роли региональных вузов в развитии науки.

В советские времена научно-педагогическое сообщество, как и вся общественная система того времени, было жестко централизовано: управление и научная мысль были сконцентрированы в столице. В современных условиях провинциальность остается географическим понятием и все больше утрачивает прежнее значение научной и культурной незрелости. Сошлемся на пример образовательного пространства Юга России. Здесь в современном состоянии сконцентрировано 20% высших и средних учебных заведений России.

В городе Ростове в1969 был создан Северо-Кавказский научный центр высшей школы (СКНЦ ВШ), который возглавлял в течение более 30 лет член- корреспондент РАН Ю.А. Жданов. Центр сыграл значительную роль в развитии и координации научных исследований высшей школы, прикладных и отраслевых исследований в различных областях науки, в подготовке научных кадров для Ростовской области, Северного Кавказа, Калмыкии, Краснодарского и Ставропольского краев Юга России.

Южное отделение Российской академии образования (РАО), обеспечивает развитие психолого-педагогических наук, социологических, философских, дидактических, фундаментальных исследований, а также опытно-экспериментальной и исследовательской работы и внедрение результатов исследований в практическое образование.

Создание Южного Федерального округа, в который входят: республики Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкария, Ингушетия, Калмыкия, Карачаево Черкесия, Северная Осетия, Чечня; края – Краснодарский, Ставропольский; области – Астраханская, Волгоградская, Ростовская, актуализирует внимание к истории становления образования в данном регионе.

В исследовании Л.М. Сухоруковой региональная педагогическая наука рассматривается не как набор разрозненных педагогических исследований, а как процесс, связанный с разработкой общей теории педагогической науки Юга России в конкретных научных школах в интересах реформирования образования региона.

С понятием «регионализация образования» сопряжены понятия образовательное пространство, образовательный регион. По мнению А.М. Новикова, региональное пространство понимается как совокупность всех субъектов региона, прямо или косвенно участвующих в образовательных процессах, либо заинтересованных в них. По сути, образовательное пространство – это все физические и юридические лица региона, весь регион, только взятый в определенном аспекте – отношений к народному образованию. [47, 144-145].

Главной характеристикой образовательного региона, его системообразующим компонентом Е.В. Бондаревская считает “совместную образовательную деятельность совокупных субъектов образования, единство которой обеспечивается общим пониманием всеми участниками образовательных процессов ценностей и целей образования; задач образовательной деятельности; общих принципов обновления содержания и технологий образования; типа образования, на реализацию которого направлена деятельность образовательных учреждений региона; требований к образовательному стандарту”. [7, 31].

Законом об образовании утверждены принципы единства федерального образовательного пространства и одновременно защиты системы образования национальных и региональных культурных традиций. Последнюю функцию выполняет национально-региональный компонент государственного стандарта образования. Как полагает И.П. Смирнов, концептуальный подход к определению понятия национально- регионального компонента профессионального образования требует рассмотрения проблемы в двух аспектах: первый связан с анализом социокультурного статуса российского общества в целом, второй – с его проявлением на конкретной территории субъекта Росcийской Федерации.

Региональный компонент включает в себя характеристику климатических, экономических, социальных аспектов конкретной территории. Национальный компонент связан с историческими традициями, самобытностью и культурой народов, населяющих регион. В структуре образовательного стандарта национальный компонент в большей мере касается культурологических особенностей быта, истории, географии, языка – того, что определяет этническое сообщество. Национальный компонент призван через содержание обучения передавать тот комплекс сведений о природе, обществе и человеке, который делает из ученика гражданина данной республики и является мощным фактором закрепления кадров на территории, ускоряющим процесс адаптации выпускника на производстве. [61, 203].

В силу этого проблемы регионализации образования рассматриваются в органическом единстве национально-регионального образования. Исследователи проблем национально-регионального образования (Атутов П.Р, Будаева М.Н.) полагают, что создание системы национально-регионального образования позволит решить многие теоретические и практические задачи современной школы.

Для этого оно может и должно: стать реальным механизмом общественно-экономического и культурного развития региона, способствовать становлению национального и этнического самосознания личности; ориентировать на усвоение наряду с общечеловеческими и нацинальных ценностей, обогащая тем самым личность и социум, способствую гармонизации общественных отношений; существенно обновить содержание образования, отказавшись от принципа “наукоучения” традиционной школы, актуализируя регулятивные механизмы культуры, раскрывая те принципы осознания бытия, которые складывались исторически и влияют на познавательные процессы и сегодня [3].

Ключевая позиция обновления современного образования нам видится в возрождении его культурно-созидающей роли, в воспитании и развитии учащихся на основе национальных традиций, региональных особенностей, общечеловеческих ценностей и идеалов.В этом смысле регионализация может означать приближение школы к реальной жизни народа, современное прочтение классического принципа российской педагогики, обоснованного К.Д. Ушинским – народности образования.

В образовательном про­странстве Юга России, Донского края, где исторически переплелись и взаимо­действуют культуры разных народов, усилиями многих поколений сохранялись такие духовные ценности как взаимообогащение, веротерпимость, толерантность.

Ориентация во времена тоталитарного режима в СССР на общность «советский народ» и на культуру «национальную по форме и социалистическую по содержанию» нанесла значительный урон в решении проблем национальных меньшинств, религиозного плюрализма, творческого развития регионально-этнической культуры.

Демократические перемены способствуют осознанию того, что регионально – этнический диалог позволяет выявлять национальный характер, общие и различные элементы, составляющие основу народной педагогики, при внешнем отличии традиций воспитания у разных народов видеть внутреннее наполнение его традиций, смысловое ядро которых у разных народов одинаково: у всех народов главными ценностями являются родной дом, семья, родители, дети, труд, красота, истина, природа и др. Сравнивая традиции воспитания разных народов, выделяя в них то общее, что не разъединяет, а объединяет народы, растущий человек лучше постигает культуру собственного народа, осознаёт необходимость не только созерцать, но и вносить в неё свой собственных вклад в контексте современных реалий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: