Тема 2. Становление образования на Донской земле

Анализ историко – культурного наследия региона позволяет выявить значительное влияние русской культуры на развитие просвещения на Дону. В становлении системы образования на территории Земли Войска Донского достаточно отразились общие тенденции развития просвещения в России. Вместе с тем, этот процесс имел свою специфику, обусловленную особенностями этнографического, исторического, демографического, экономического формирования региона.

Впервые границы Войска Донского были обозначены на карте в 1786 г. Вначале эта территория именовалась Земля Войска Донского (ЗВД). В1870 году Указом Правительственного сената она была переименована в Область Войска Донского (ОВД), это название сохранялось до 1918 г. Ростовский уезд и Таганрогское градоначальство, находившиеся внутри этой черты, относились к другим губерниям и только в 1888 г. вошли в состав территории, занимаемой Войском Донским. Земля войска Донского разделялась на семь округов: Черкасский, Донецкий,1-й Донской, 2- й Донской, Усть-Медведицкий, Хопёрский, Сальский.

На развитие образовательной системы региона влияли интеграционные процессы взаимопроникновения, взаимодополнения, взаимообогащения составляющих культур народов населяющих ЗВД. Среди самобытных культур выделяются: национальные культуры (русских, украинцев, армян, греков, осетин, ингушей, чеченцев и др.); религиозные культуры (христианство, буддизм, ислам и др.); социальные культуры (городская, сельская культура, культура казачества.и др.).

Особенностью Донского региона состояло, в первую очередь, в военизированном характере культуры и быта донских казаков. Признание за донским казачеством права участия в культурной жизни России (1570) долгое время оставалось мёртвым правом. Все свои духовные и физические силы донского казачества уходили на охрану границ Юга России, борьбу с врагами Российского государства.

Во второй половине XVIII века динамика общественной жизни, качественное изменение социокультурного пространства ЗВД создали предпосылки для перемещения образования из сферы частной жизни в сферу казачьего сообщества, целенаправленную линию казачьей администрации войска Донского, которое поддерживалось снизу рядовым казачеством.

Дон всегда был многонационален, поэтому важнейшей традицией Донской школы является её полиэтничность. Донская школа создавалась как школа открытая всем, построенная на принципе свободного выбора культурной идентичности, ориентированная на ценности народной культуры и казачьей субкультуры.

Одним из важных направлений подготовки донской молодёжи к самостоятельной жизни в дореволюционный период являлось воспитание бережного отношения в природе родного края.

Передаваемая новым поколениям культура донского казачества во всей широте этого понятия являлась основным фактором воспитания. Православная вера, язык, говор, традиции, исторические легенды и предания, песни, промыслы, ремёсла, образ жизни, - всё это органично вводило растущего человека в его социокультурную и природную среду, органично формируя семьянина, настоящего донского казака, защитника Отечества.

Одной из поздних традиций этнокультурного плана в конце XVIII в.- начале XIX. в среде донского казачества является традиция народного просвещения. В казачьей среде издавна почитались лично добытые знания и грамотность, приобретённая в различных жизненных обстоятельствах. Грамотный казак из категории почитаемого товарища переходит в статус культурного человека, умеющего не только читать и писать, но и способного здраво разбираться во многих проблемах общественной жизни, обустраивать свою собственную жизнь. Получившие образование казаки продвигались по служебной лестнице, в крайнем случае, становились станичными писарями.

Жителей, умеющих читать и писать, были единицы, к ним относились с большим уважением. Наиболее образованными людьми были церковнослужители, именно они являлись проводниками культуры, у них и учились грамоте. В донских станицах стихийно, часто без разрешения официальных властей, создавались школы грамоты. Обучали детей в этих школах лица, не имеющие на то права и учительского звания: писарь, дьячок местной церкви, отставной солдат или офицер, крестьянин – собственник и прочие, «разумеющие в грамоте люди». В некоторых станицах существовали домашние школы.

Казаки были развитее основной массы крестьянства России. Постоянная служба по всей России и за границей, непрерывные походы вводили казаков в круг новых представлений, знакомили со многими явлениями жизни и быта, давали обширную информацию, расширяли кругозор. Администрация войска Донского вносила значительный вклад в развитие школьного дела в образовательном пространстве региона, о чём свидетельствуют факты, зафиксированные в архивных документах.

В силу этих причин уровень грамотности в ЗВД, ОВД был значительно выше, чем в целом по России. ЗВД (ОВД) представляла своеобразный оазис субкультуры донского казачества. По данным историков, к 1910 г. на Дону 68,7 % казаков (85,5% мужчин и 48,1% женщин) были грамотными, тогда как в целом по России грамотных было 21%. Профессор В.В. Богачёв в 1919 г. отмечал, что в Европейской части России в среднем на тысячу человек населения приходилось 326 грамотных мужчин и 137 женщин, тогда как у донских казаков соответственно 732 и 434.

До середины XVIII века на донской земле не было постоянных учебных заведений. Грамоте казачьих детей обучали монахи в донских монастырях, священники донских станичных храмов, полковые писари и редкие «письменные люди», живущие в донских станицах. В немногих, так называемых, домашних школах, существовавших в донской столице – Черкасске и некоторых станицах, обучение грамоте проходило у дъячка, у отставного солдата, у крестьянина – собственника и у других, «разумеющих в грамоте» лиц.

Первое учебное заведение появилось на земле донских казаков в 40 – х годах XVIII столетия в Черкасске, тогдашней столице ЗВД (ныне станица Старочеркасская). Это была войсковая латинская семинария, открытая по указу императрицы Елизаветы Петровны от 14 августа 1746 г.

Войску Донскому нужны были грамотные люди. Освоить грамоту некоторым казакам удавалось за пределами ЗВД: дети зажиточных казаков, а впоследствии и донских дворян отправлялись в Москву, Киев, Воронеж. Войсковая администрация ЗВД проявляла интерес к проблемам образования, к этому её подталкивал курирующий казачьи войска Г.А. Потёмкин. По его рекомендации 18 мая 1776 г. Войсковая канцелярия приняла решение послать в Московский университет несколько «казачьих детей для обучения грамоте и наукам». Из войсковых средств отпускалась сумма на их дорогу, экипировку и содержание. Заранее оговаривалось, что, овладев науками, каждый обязан вернуться и пополнить ряды войсковых чиновников.

Одним из первых шагов к системе мер, направленных на развитие образования в Донском крае, стал обнародованный 5 февраля 1790 г. приказ Войскового правительства «Об открытии народного училища в г. Черкасске». Эту дату можно считать точкой отсчёта первого периода в истории образования на Дону, который охватывает 1790-1864 гг.

Через три года Черкасское училище было преобразовано в главное, которое торжественно открыли 2 октября 1793 года Училище давало мальчикам элементарное образование. Выпускники главного разряда этого училища направлялись на работу в качестве учителей начальных классов, а также войсковых писарей, потребность и в тех и других была велика.

Организаторы народного просвещения на Дону предпринимали попытки поддержки талантливой молодёжи, которая в будущем будет решать проблемы развития в своём регионе. Поэтому не случайно в училище наряду с четырьмя обязательными классами был и пятый - рисовальный для особо одарённых в живописи детей. Обучение было бесплатным. Выпускники рисовальных классов могли работать землемерами, топографами, что было востребовано в земледельческом регионе.

В 1790 г. в училище было 80 учащихся (только мальчиков). С 1790 по 1795 гг. в Черкасском народном училище курс обучения прошли 289 учеников, которые пополнили ряды грамотных людей ЗВД.

Несмотря на меры по развитию образования, предпринятые администрацией войска Донского, грамотность среди жителей ОВД к началу Х1Х в. всё ещё была редким явлением

Станицы неоднократно ходатайствовали перед войсковым правительством об освобождении от полевой службы грамотных, умеющих читать и писать казаков, без которых «общество в затруднении избранием лиц в какие либо должности по станице». Жизнь, развитие хозяйства, экономики, культуры требовали образованных людей.

Развитие капитализма в стране требовало увеличения числа грамотных людей и реформы в подготовке специалистов всех отраслей хозяйства. Начало серьёзной реорганизации и обновления народного просвещения на Дону, как и по всей России, относится к 1864 г., когда утверждаются «Положение о начальных народных училищах» и новый Устав гимназий и прогимназий. Эти нормативные документы позволили казачьим управленческим структурам развернуть организационную деятельность по расширению сети образовательных учреждений. Благодаря активной политике войсковых властей почти во всех станицах открылись приходские и другие училища, а также были предприняты меры для открытия средних учебных заведений. Отрезок времени с 1864-1907 гг. можно характеризовать как второй период в истории образования на Донской земле.

Войсковой атаман получил право открывать училища на средства станичной казны, что явилось положительным моментом в развитии просвещения на Дону. Но в школьном деле имелось много проблем: слабая материальная база, острая нехватка квалифицированных учителей, отсутствие материальной и моральной поддержки со стороны различных слоёв общества.

В сентябре 1867 г. Директор училищ войска Донского провёл одновременно во всех округах осмотр сельских школ, итогом которого явился его доклад войсковому Наказному Атаману. В докладе сообщалось: «Сельское население в ЗВД осознаёт всю пользу и необходимость грамотности и, несмотря на тяжкие для него предшествующие годы по случаю неурожая, употребляют посильные средства на содержание школ, но, к прискорбию моему, школы эти, за малым исключением, остаются без всякой нравственной поддержки как со стороны духовенства, так и со стороны общества, по развитию своему стоящего выше сельского нашего населения» (ГАРО ф.Р-46, оп.1, д.865). Директор информирует Атамана о том, что из 55 сельских школ, осмотренных штатным смотрителем училищ, только 4 находятся в непосредственном заведовании местных священников, в 8 или 9- священники наставляют мальчиков в Законе Божьем, остальные же находятся в распоряжении малограмотных учителей из солдат, отставных обер-офицеров, мещан, самих крестьян, «не имеющих никаких прав на звание учителя и нередко с сомнительной нравственностью.

Приведённые материалы помогают воссоздать картину состояния сельских школ, которая не была особенно отрадной. Но она создавалась подвижническим трудом тех, кто радел за дело народного просвещения и всемерно способствовал этому. На таких людях держалась сельская школа.

Во второй половине XIX в. на Дону открывается целый ряд учебных заведений, что способствовало повышение грамотности населения донского края, которое отставало от его запросов на образование. В Докладной записке Наказного атамана в Главное управление иррегулярных войск (январь 1875 г) речь идёт о необходимости увеличить число начальных школ в области. Судя по содержанию Записки, Донское казачье войско занимает по числу учащихся предпоследнее, а по числу школ - последнее место между иррегулярными войсками. Для того, чтобы Донская область могла сравняться числом школ с другими казачьим войсками, необходимо было, по мнению Наказного Атамана, почти удвоить количество существующих в области училищ. Атаман подчёркивал: «народонаселение области никак нельзя обвинять в равнодушии к образованию, …неудовлетворительное состояние этого дела всецело зависит от недостатка народных школ» (ГАРО, ф. Р-46, оп. 1, д. 967, л. 29).

Для улучшения дела народного образования атаман предлагал: «Заботы и средства будущего Донского земства должны быть брошены не на поддержание уже существующих школ, а на открытие новых….Войско Донское уже несёт весьма значительные расходы на содержание средних учебных заведений в крае и на стипендии в высших заведениях, то справедливо было бы, чтобы Донское земство, ввиду безотлагательной необходимости увеличения числа народных школ в Донской области, обязательно приняло на себя часть расходов на низшее народное образование» (ГАРО, ф. Р-46, оп. 1, д. 967, л. 30).

Введение в 70-х годах ХIХ в. на Дону земств во многом способствовало увеличению числа начальных школ для сельского населения. Там, где не было земских школ, крестьянские общества открывали школы за свой счёт. Хотя сами земские деятели признавали, что средства к начальному образованию детей далеко ещё не удовлетворяют потребностям. Усилий войскового начальства, земских учреждений, передовой интеллигенции, общественных организаций было явно недостаточно, чтобы поднять дело образования на желаемый уровень.

В 1867 г. г. Ростове был открыт уездный Училищный Совет, действия которого начались с приёма в своё заведование существовавших начальных училищ. таких училищ числилось до 25, из которых почти половина именовалась церковноприходскими, некоторые из последних фактически не существовали. Состояние начальных школ в Ростовском уезде было неприглядным: почти во всех училищах, за исключением городских (их было всего 3- по одному в городах Ростове, Таганроге, Азове, и они находились в введении Министерства народного просвещения отсутствовала учебно-материальная база. Учителями в этих школах были большей частью отставные солдаты и другие разночинцы.

В 1878 го, в развитие Устава 1871 г., вслед за введением земских учреждений на Дону учреждается Дирекция народных училищ Области Войска Донского, как самостоятельное учреждение. Дирекция направила свои усилия на открытие новых училищ, улучшения условий уже действующих. Благодаря совместным усилиям Училищного Совета и Земской управы в течение 1876-1879 гг. удалось открыть земские училища в селениях: Батайске, Койсуге, Новобатайске, Новониколаевке, Самарском, Екатериновке, Николаевке, Покровском, Троицком, Кущёвке, в местечке Кагальник и Ейском управлении. В 1-м Донском округе в течение того же периода были открыты школы в посёлках Серебряковском, Маныческо-Балабинском, Сусатском, Большом и др.

В 80- 90-х годах ХIХ в. открываются учебные заведения в хуторах Вешенской станицы: Дударевском, Каргинском, Ермаковском и др. В «Памятной книжке Области Войска Донского на 1904 год» упоминаются одноклассные приходские училища в вешенских хуторах: Больше-Лиховидовском, Грачевском, Максаевском, начальное училище в хуторе Меркуловском, Кружилинском и др. Дети многих станичников, получившие элементарное образование в этих училищах продолжили своё образование и внесли свой вклад в развитие своего края.

В 1887 г. большинство учебных заведений ОВД содержится за счёт войсковых сумм: 2 классические гимназии: Новочеркасская и Усть-Медведицкая, 3 прогимназии, реальное училище, учительская семинария, кадетский корпус, юнкерское училище,, ремесленная школа, военно- фельдшерская школа, аксайский мореходный класс, 2 духовных училища, 303 низших начальных учебных заведений и 94 церковноприходских школ.

На содержании ОВД находились также женские учебные заведения: Мариинский Донской институт и Мариинская женская гимназия с пансионом при ней в Новочеркасске, женская гимназия в Усть- Медведицкой станице, прогимназии в Нижне -Чирской, Урюпинской и Каменской станицах и 23 начальные женские школы. На содержание большей части этих училищ, а также на стипендии донских уроженцев при учебных заведениях Империи ежегодно выделялось 14,6 % общевойсковых расходов. Данные приведены из «Краткого исторического и статистического описания Войска Донского». Новочеркасск, 1887. Развитию школьного дела в ОВД во многом способствовало принятое в 1891 г. «Положение об общевойсковом управлении станиц казачьих войск», которое возлагало на станичные и хуторские сборы (сходы) обязанности по изысканию возможностей для учреждения начальных училищ. К концу XIX века число начальных школ значительно увеличилось, программы многих станичных школ были расширены. В ряде случаев они приближались к программам прогимназий и высших начальных училищ. Работа учителей в войсковых школах приравнивалась к действительной военной службе.

Следует отметить важное обстоятельство в развитии образования на Дону, а именно то, что оно развивалось не только благодаря деятельности администрации ОВД. В его развитие внесли свой весомый вклад многие известные и безымянные личности, которые подвижнической деятельностью, гражданским служением, движимые пламенной любовью к родному краю, служили делу народного просвещения.

По данным отчёта Наказного Атамана за 1890 г в ОВД было 17 средних учебных заведений: 1 кадетский корпус, 3 классических гимназии, 2 духовных гимназии (одна из них армяно-григорианская в г. Нахичевани-на-Дону), 4 реальных училища, казачье юнкерское училище, механико-химико-техническое и ремесленное училище, 1 институт для девиц и 4 женских гимназии.

В средних учебных заведениях военного и гражданского ведомства, как в пределах войска, так и за его пределами обучалось 1903 учащихся мужского пола и 743 – женского пола. В мужских учебных заведениях, дающих низшее образование, обучалось 31 669 учащихся. причём, к мужским учебным заведениям были отнесены: прогимназии, учительская семинария, технические, городские, окружные, духовные и приходские училища, мореходные классы, военно-фельдшерские, военно-ремесленные, станичные, хуторские, сельские, церковно-приходские школы и школы грамотности и приюты. В женских учебных заведениях (епархиальное училище, 4-х классные, городские начальные, одноклассные сельские училища и приюты) обучалось 13 395 учащихся (ГАРО, ф. Р-46, оп. 1,д. 558, л 16-17). Данный перечень учебных заведений свидетельствует о том, что усилиями организаторов образования оно развивалось в станицах и городах ОВД. Таким образом, усилиями административных органов, широкой общественности, учительским корпусом созидалось образовательное пространство ОВД.

Тема 3. Женское образование в ОВД

Развитие женского образования в на Дону представляет собой отдельную страницу в книге истории образования ОВД.. Зажиточные семьи давали своим дочерям домашнее воспитание или обучали их в частных школах, однако их число было незначительным. Так, по данным, приведённым А.Филоновым (74), в 1804 г. в частных домах обучалось 259 детей, в том числе только 49 девочек. В школах грамоты также среди обучающихся девочек было меньшинство.Вопрос о женском образовании решался тяжело.

Важным шагом в истории женского образования стало открытие в 1853 г. Новочеркасского Мариинского института благородных девиц. В него принимались девочки из дворянских семей и сироты из офицерских семей. Это было первое среднее учебное заведение для девочек. По правилам приёма доступ в него имели только лица дворянского происхождения, для «низшего сословия» он был закрыт.

Его главной целью было провозглашено «воспитание честных и добродетельных жён, хороших хозяек,… попечительных нянек или надзирательниц над детьми». Поэтому большое внимание в программе института отводилось знаниям, необходимым будущей хозяйке дома. В зависимости от успехов в учении после четырёх лет общего образовательного курса воспитанницы делились на два класса: способных и неспособных к умственному труду (учебный и хозяйственный классы). Из учебных классов выходили домашние учительницы, гувернантки и наставницы, из хозяйственного – экономки, рукодельницы, няньки. Мариинский институт готовил девушек для поступления на высшие женские курсы.

Другим важным событием, сыгравшим значительную роль в развитии женского образования на Дону, было открытие в 1860 г. в Новочеркасске женского училища первого разряда. Ещё за четыре года до его открытия Наказной атаман Войска Донского генерал-адъютант Хомутов сообщал в рапорте господину военному министру, что «на основании Высочайшего повеления, объявленного Министром народного просвещения, он составил проект Устава училища первого разряда для девиц среднего сословия» и покорнейше просил утвердить означенный Устав. Рапорт подписан 5 августа 1856 г. В проекте Устава определялась цель, стоящая перед училищем: «доставить лицам среднего сословия Войска Донского средства дать дочерям своим соответствующее образование» (ГАРО ф. Р-46, оп.1, д. 642. л.3).

Подобно гимназиям училище было открытым учебным заведением, т.е. предназначалось «исключительно для девиц приходящих». Училище подчинялось, наряду с прочими учреждениями Министерства народного просвещения, местной Дирекции училищ и начальнику Учебного округа, находясь в то же время под особым покровительством и влиянием Наказного атамана.

В училище преподавались следующие предметы: Закон Божий, русский язык и словесность, арифметика и понятие об измерениях, география (всеобщая и Российская), история (всеобщая и русская), обозрение трёх царств природы, чистописание, рисование и рукоделие. Все учебные предметы преподавались по программам и руководствам, одобренным Министерством народного просвещения. Иностранный язык и некоторые искусства, как предметы необязательные, велись за особую плату по соглашению родителей с начальницею училища. Учебный курс проходили в течение 5 лет, из которых 1 класс был подготовительный.

Ученицы, которые при выпуске из училища были удостоены в аттестате по поведению отметки «отлично», а по учению «отлично» или «весьма хорошо», имели право на звание домашней учительницы, не подвергаясь особому испытанию.

На содержание училища отпускалось ежегодно из войсковых сумм 4000 рублей, сюда же поступали оплата за учение и пожертвования благотворителей. Так, к примеру, Донское торговое общество жертвовало ежегодно в пользу девичьего училища по одной тысяче рублей. Это была достаточно большая сумма по тем временам. Училище разместилось во вновь строящемся доме, который был куплен за 10 тысяч из средств общего войскового капитала.

16 сентября 1867 г. Новочеркасское девичье училище было преобразовано в Донскую женскую гимназию, которой было присвоено наименование «Мариинской», как было записано в Деле № 7069 Канцелярии войскового наказного атамана, «в честь августейшего имени её Императорского Высочества Государыни цесаревны» (ГАРО, ф. Р-46, оп.1,д. 642,л. 106). Курс в гимназии до 1866 г. был семигодичный, а с этого года был открыт восьмой – дополнительный класс для старшего возраста.

Гимназия содержалась за счёт войсковых средств и оплаты за право учения. Благодаря обучению в учебных заведениях такого типа многие малоимущие девушки получали определённую защищённость в жизни. В 1861 г. повсеместно в станицах открываются женские училища второго и третьего разрядов, по существу, начальные школы с двух- и трёхлетним сроком обучения, что в определённой мере удовлетворяло растущую потребность семей в начальном образовании девочек школьного возраста.

Движимые чувством милосердия члены Донского Благотворительного общества ставят вопрос об открытии сиротского отделения при Новочеркасском детском приюте. Был разработан Проект Устава этого отделения, за его основу было взято Положение о школе для бедных детей женского пола при Доме призрения Благотворительного общества г. Харькова, поскольку учебные заведения ОВД относились к Харьковскому учебному округу.

Цель такого учреждения состояла в том, чтобы «дать приличное образование остающимся в беспомощном положении малолетним девицам и, обучив их рукоделиям и домашнему хозяйству, доставить им средства содержать себя впоследствии собственным трудом» (ГАРО, ф. Р-46, оп. 1, д.783. л. 44).

Воспитанницы и пансионерки снабжались аттестатами о поведении и успехах в науках и рукоделии. Особо следует подчеркнуть такой факт: выпускницы освобождались на 10 лет от платежа всяких повинностей. кроме тех случаев, если впоследствии будут «производить торговлю не собственными рукоделиями». Это пример активной поддержки вступающих в жизнь выпускниц школы, их материальной, моральной и социальной защиты. Пример, достойный подражания в современных условиях настоящего обвала беспризорности, социального сиротства.

В 1870 г. было принято Положение о женских гимназиях. В зависимости от того, какое ведомство открывало и содержало женские гимназии, они делились на женские гимназии народного просвещения и женские гимназии ведомства учреждений императрицы Марии. Учебные планы и программы этих учебных заведений отличались друг от друга. Женские гимназии имели семь классов и восьмой дополнительный. Их выпускницы не пользовались правом поступления в университеты.

Открывшееся в 1887 г. в Новочеркасске 4 – х классное женское училище имело своей целью дать первоначальное образование девочкам по преимуществу из малообеспеченных семей. Успешно окончившие училище девицы могла поступать в соответствующий класс женских гимназий.

Решение вопроса о женском образовании, которое решалось вслед за образованием мальчиков, свидетельствовало о том, что в среде донского казачества постепенно преодолеваются предрассудки в отношении образования женщин. Наряду с домашним воспитанием девочки стали получать начальное и среднее образование, что становилось ценностью в семье и в обществе.

В XX в. Донской край Юга России входил, не имея ни одного высшего учебного заведения. Администрация города Ростова-на-Дону обращалась в правительство с ходатайством об открытии в городе университета, донские казаки неоднократно ставили вопрос об открытии на Дону технического вуза, но эти ходатайства не были удовлетворены. Социально-экономическое, культурное развитие региона актуализировало потребность в педагогических кадрах для развивающейся системы образования, которую отличали следующие характеристики:

- образовательное пространство региона складывалось под влиянием культур многих народов его населяющих (славяно-русских, тюркско-татарских, монгольских, армянских, греческих и др.), что придавало ему полинациональный, полиэтнический характер;

- в образовательном пространстве региона, благодаря усилиям прошлых поколений, взаимодействовали, обогащая друг друга, русская культура и культура других народов, образовательный процесс развивался в контексте культуры, которая, по словам П.А.Флоренского, являлась средой, растящей и питающей личность. В силу этого, в моделях национальных школ, формируя национальный характер и национальное самосознание, воспитывали гражданина России, для которого благо России - его благо, учили уважать разнообразие культур и народов многонационального южнороссийского региона, создавали условия для обучения в учебных заведениях детей нерусских национальностей;

- в образовательном пространстве, в типах учебных заведений, в содержании образования отражались исторические корни материальной и духовной культуры казачьего субэтноса;

- образовательная система обогащалась неповторимой культурой провинциальных городов Юга России, каждый из которых вносил свой колорит в общее образовательное полотно региона;

- образовательная система была ориентирована на общественный спрос и на личные интересы, что отражалось в разнообразии типов учебных заведений: классическое образование, практическое назначение учебных заведений и др.;

- обучение в регионе носило дифференцированный характер по половому признаку, где учитывалось выполнение социальных ролей лиц мужского и женского пола. За историю становления и развития образования в регионе преодолевались стародавние подходы в отношении образования женщин;

- несмотря на сословную селекцию в деле образования в регионе, его организаторы постоянно изыскивали возможности для поддержки детей всех сословий в получении образования. Милосердие, благотворительность были отражением гуманистических традиций русской культуры: пансионы для бедных детей, приюты, школы для сирот мужского и женского пола, стипендии, деятельность благотворительных обществ, пожертвование, открытие частных учебных заведений на средства зажиточных граждан и др.;

- в образовательной системе значительное место занимали институты домашнего воспитания, где использовались традиции народной педагогики и опыт семейного воспитания прошлых поколений;

-учебные заведения региона внесли значительный вклад в формирование пласта интеллигенции, которая формировала его культурный облик, научный потенциал, составляющий гордость отечественной науки и культуры;

-качественные и количественные изменения характеристики народного образования в ОВД свидетельствуют о том, что в результате целенаправленной образовательной политики в южнороссийском регионе пройден путь от единичных школ грамоты, церковноприходских школ до системы, обеспечивающей возрастание образовательного потенциала региона и базу для интенсивного развития высшего образования;

- образовательный процесс (его состояние, содержание, структура и др.) в регионе в досоветский период имел не только положительные тенденции, но и отрицательные моменты: на протяжении всего периода развития образования в регионе его острейшими проблемами оставались слабая материальная база, отставание возможностей получить образование для многих слоев населения края от их запросов, постоянная нехватка квалифицированных педагогических кадров. Однако, очевидно и то, что всеобщая забота о народном просвещении было объединяющим началом для организаторов образования, которое "сверху" осуществлялось войсковыми властями ОВД, администрацией городов, поддерживалось демократической интеллигенцией края, оберегалось "снизу" (59).

Основное влияние на развитие высшей школы региона оказал Варшавский Императорский университет. Став истоком университетского и высшего педагогического образования в регионе, он органично "вписался в его социокультурную среду" в связи с историческими событиями периода I мировой войны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: