Тема 5. Варшавский университет в Южно – Российском регионе

В России в военное время спешно разместить университет оказалось трудным делом. Было очевидным, что Варшавский университет должен быть временно размещен в одном из периферийных городов. Выбор пал на город Ростов-на-Дону.Следует отметить, что выбор этого города не был случайным. Еще в 1910 г. представители города Ростова ходатайствовали об учреждении в городе университета, правда, только с одним факультетом - медицинским, предлагая 2 млн. рублей, сумма значительная по тем временам, и землю для постройки зданий. Но правительство эту просьбу не удовлетворило.

Инициатором новой постановки вопроса о переводе Варшавского университета в Ростов был главный врач Ростовской больницы Николай Васильевич Парийский (1858 - 1923), бывший приват-доцент медицинской академии, впоследствии профессор Донского университета.

Заручившись согласием Городской Думы, врач Н.В.Парийский, будучи командированный в Москву, обратился к ректору профессору С.И.Вехову с предложением перевести Варшавский университет со всеми факультетами в Ростов-на-Дону. После получения его принципиального согласия он отправился в Министерство народного просвещения. В своей телеграмме уже из Ростова на имя ректора он сообщил о сочувственном отношении Министерства к предложению о временном переводе университета в Ростов.

Вопрос решился оперативно. С конца сентября 1915 г. университет развернул большую организационно-хозяйственную работу по подготовке к началу учебных занятий. Несмотря на трудности военного времени, были созданы лаборатории, приспособлены к учебной и научной работе здания.

Университетская библиотека осталась в Варшаве. Срочно нужно было создать и библиотеку. Университет обратился в другие университеты, в Академию наук, в крупнейшие библиотеки с просьбой выслать дубликаты книг. Профессора написали письма своим коллегам. Эти просьбы не остались без внимания.

Свою солидарность с коллегами - учеными проявили Демидовский юридический лицей, Императорский Николаевский университет, Общество испытателей природы при Императорском Харьковском университете, выславшие имеющиеся издания литературы. Редакция журнала Министерства народного просвещения выслала все имеющиеся за 15 лет журналы и "Известия по народному образованию" за 10 лет.

Такие акции благотворительности и солидарности совершались не только университетами, обществами, но и отдельными частными лицами, которые когда-то преподавали или учились в Варшавском университете. Движимые искренним желанием помочь в трудную минуту своему университету, они представляли в его распоряжение личные библиотеки, редкие издания научных трудов, свои монографии, диссертации, архивные материалы. Все это способствовало тому, что в сложнейшее военное время за несколько месяцев была создана учебно-материальная база университета. 1 декабря 1915 года в университете открылось чтение лекций.День начала занятий был воспринят как праздник не только для профессорско-преподавательского состава и студентов университета, но и всей интеллигенции Дона.

В 1915/16 учебном году в университете училось уже 2205 студентов, на них потомственных дворян - 78, детей личных дворян и чиновников - 192, духовного звания - 1098, почетных граждан и купцов - 31, мещан - цеховых - 526, казаков - 12, крестьян - 254, иностранцев - 6, прочих - 8.

С первых месяцев своего пребывания в Ростове университет развернул большую организационную и научно-просветительскую деятельность. Профессорами и преподавателями были созданы Высшие женские курсы с тремя факультетами, Археологический институт, Народный университет, Коммерческий институт. На женских курсах при университете в 1916 году было 722 человек, из них - 137 - на историко-филологическом, ЗО - на математическом, 88 - на юридическом и 283 - на естественном отделении. Возобновили работу научные общества, существовавшие в Варшаве, в них приняли участие врачи, преподаватели, инженеры. В 1916 г. было издано 6 выпусков "Варшавских университетских известий", начали печататься труды профессоров. Многие профессора выступали с научно-популярными лекциями перед широкими аудиториями. Все это, конечно, оказало положительное влияние на культурный облик Ростова. На Дон приехала основная часть профессорско-преподавательского состава Варшавского университета, являющегося одним из центров развития отечественной науки.

На донской земле в университете успешно работали ведущие представители отечественной науки, ученые: зоолог Н.Н.Архангельский; химики И.Н.Беляев, А.Г.Берман, философ Е.А.Бобров, металловед С.П.Вологдин; микробиолог З.В.Ермольева; селекционер Л.А.Жданов; почвовед С.А.Заха-ров; филолог Ф.Ф.Зигель; вирусолог Д.И.Ивановский; физик А.Р.Колли; почвовед А.Ф.Лебедев; геолог П.И.Лебедев; историк Н.Н.Любович; математик Д.Д.Мордухай-Болтовский; ботаник И.В.Новопокровский; географ Д.Г.Панов и др. Большинство ученых университета были тесно связаны с практическим разрешением хозяйственных и культурных проблем развития региона. Это относилось и к ученым-медикам, которые работали на медицинском факультете. В состав университета входили клиники госпитальной и кафедральной хирургии, где работали видные ученые-медики Н.А.Богораз и Н.И.Напалков, в глазной клинике работал ученый-медик К.Х.Орлов. Эти имена помнили не одно поколение коренных ростовчан и жителей Ростовской области.

Варшавский университет функционировал в Ростове-на-Дону в составе тех же 4-х факультетов, что и в Варшаве: историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский.На январь 1916 г. на всех факультетах университета имелось 47 кафедр: на историко-филологическом - 9, на физико-математическом - 11, на юридическом - 11, на медицинском - 16.

При Варшавском университете имелись вспомогательные учреждения. Часть этих учреждений находилась в зависимости университета - это: библиотека, при которой имелась библиотечная комиссия, семинарские библиотеки, различные кабинеты, лаборатории, астрономическая обсерватория. Другая часть учебно-вспомогательных учреждений, не находясь в ведении университета, служила его учебным и научным целям - это: клиники, фельдшерская школа, музей древностей.

В 1916 г велась разработка законопроекта об учреждении в г. Ростове-на-Дону университета, базой которого являлся бы Варшавский Императорский университет. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г. была неоднозначно встречена различными слоями студенчества и профессуры университета. Часть профессоров, преподавателей и студентов восторженно приняли переход власти к Временному правительству. Вскоре после февральской революции стала выходить газета "Красное знамя" - орган социалистического студенчества Ростова, редакция которой помещалась в главном корпусе университета. Газета резко критиковала буржуазную печать, кадетов и защищала Советы. Активную деятельность развил студенческий комитет, в состав которого входили 26 представителей большевиков, меньшевиков и эсеров.

5 мая 1917 г. Временное правительство постановило "учредить с 1 июля 1917 года в районе г. Ростова-на-Дону и Нахичевани-на-Дону Университет в составе 4-х факультетов: историко-филологический, физико-математический, юридический, медицинский. Присвоить этому университету наименование «Донской»". Таким образом, в июле 1917 года на базе Варшавского университета возник Донской университет.

Временное правительство принимает постановление о непосредственном подчинении высших учебных заведений, как государственных, так и частных, Министру народного просвещения. На основе этого постановления высшие учебные заведения были изъяты из ведения попечителей учебных округов, которые во многом лишали вузы самостоятельности. Донской университет Министерства народного просвещения Временного правительства сохранил свое название и подчинение с июля по декабрь 1917 г. На него распространялось действие Устава Российских университетов 1894 г. с дополнениями. Согласно Уставу эти учебные заведения имели целью содействовать развитию наук и "сообщать" лицам высшее образование.

В период между февральской буржуазно-демократической и Октябрьской социалистической революциями 1917 г. прекратилось субсидирование высшей школы, что поставило университеты на грань финансового краха и послужило массовому уходу преподавателей и студентов.

События, развернувшиеся в дальнейшем в стране и на Дону, внесли существенные коррективы и в жизнь университета. И все же университет жил своей научной и учебной жизнью. Профессора и студенты приходили на занятия со своими свечами и лампами, так как отопление и электрическое освещение университетских зданий действовали с перебоями. В аудиториях сидели в пальто, шубах: температура в аудиториях часто спускалась до пяти градусов мороза. Студенты готовились к занятиям в холодных залах библиотеки.

Как бастион науки университет не сдавался. В протоколах заседаний Совета университета отражаются моменты жизни университета: к примеру, решался вопрос об учреждении особого кабинета славянской филологии в связи с тем, что существовавший кабинет превратился в кабинет по истории славян, рассматривались вопросы о выделении скудных средств на печатание учебников, присуждались ученые степени, утверждались штатные должности, работали студенческие кружки, например, кружок любителей русской словесности. Клиники принимали больных, ученые проводили свои исследования.

В январе 1920 г. в Ростове установилась советская власть. Часть профессорско-преподавательского состава, активно поддерживающая контрреволюцию, покинула Ростов вместе с отступающими частями белой гвардии. Начался новый период в истории работы ДГУ как советского вуза. С этого периода началась советизация и пролетаризация университета. С первых дней советской власти были проведены мероприятия, направленные на реорганизацию системы высшего образования, в стране в целом и на Дону, на перестройку управления и работы университета в соответствии с новыми задачами коренного изменения классового состава студенчества, совершенствования сети высших учебных заведений.

Университет сохранил свое наименование Донской государственный университет, которое носил до 1925 г.. В 1920-21 г.г. в ДГУ насчитывалось 5617 студентов.

Развитие системы образования на Дону требовало подготовку учителей. По Постановлению Совета по делам вузов Главпрофобраза Наркомпроса общественно-педагогическое отделение ФОНа закрывалось с июля 1922 г., а в 1922/23 уч. г. был образован педагогический факультет ДГУ. Это преобразование играло решающую роль для перспективы развития педагогического образования, т.к. явилось предпосылкой выделения данного факультета в самостоятельный педагогический институт. Педагогический факультет имел 4 отделения: физико-техническое, лингвистическое, социально-экономическое, естественное. После закрытия в 1924/25 уч. г. Новочеркасского практического института народного образования (ПИНО) часть его студентов и преподавателей перешли в университет.

В университете в эти годы возрождается научная работа: при ДГУ функционируют научные общества: естествоиспытателей, медицинское, биологическое, общество невропатологов и психиатров, хирургическое и др. Выходят в свет том "Известий ДГУ".

Декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 3 июля 1922 г. было утверждено "Положение о высших учебных заведениях", согласно которому высшие учебные заведения имеют целью:

- создавать кадры специалистов по различным отраслям практической деятельности;

- подготовлять научных работников для обслуживания научных и научно-технических, и производственных учреждений, в частности, для самих высших учебных заведений;

- распространять научные знания среди широких пролетарских и крестьянских масс, интересы которых во всей деятельности высшего учебного заведения должны стоять на первом плане.

Согласно Положению руководство научно-учебной и хозяйственной жизнью университета осуществляло правление во главе с ректором. Органами факультетов являлись советы и президиум факультета. Для решения вопросов, связанных с преподаванием отдельных дисциплин, работы факультетов создавались предметные комиссии.

Университет, как и другие вузы, находился в ведении Наркомата просвещения РСФСР. В 20-е годы проводится интенсивная работа по созданию новых, и преобразованию старых факультетов. Так, в 1923 г. закрывается как самостоятельный вуз институт народного хозяйства, созданный в 1920 г. из коммерческого института, и присоединяется к ДГУ как экономическое отделение факультета общественных наук.

Расширяется деятельность рабфака. С 1 марта 1923 г. в соответствии с отношением отдела рабфаков Наркомата просвещения от 21 февраля 1923 г. № 12/39745 рабфак при ДГУ был переименован в рабфак памяти Стачки 1902 г. В своей деятельности рабфак руководствовался Положением о рабочих факультетах", утвержденным Декретом СНК РСФСР. В 1923 году на рабфаке обучалось 280 коммунистов, 221 комсомольцев и 249 беспартийных.

К 1925 г. ДГУ превращается в одно из ведущих учебных заведений на Дону и Северном Кавказе, в крупный научный центр. Ученые университета принимают участие в проведении краевых совещаний, конференций, открывается "Дом ученых" как центр научной и культурно-просветительной работы университета и вузов Северного Кавказа. С середины 20-х годов устанавливаются научные связи с зарубежными научными учреждениями, результаты научных исследований находят свое отражение в публикациях и изданиях университета. ДГУ издавал "Известия университета", журналы "Медицинская мысль", "Научно-технические вопросы", газету "Красный студент". При университете работает 10 научных обществ, ведущих научно-исследовательскую работу: научно-методическое общество, общество естествоиспытателей, педагогическое общество и др.

В 1925 г. в связи с возросшей ролью университета как научно-учебного центра не только на Дону, но и на Северном Кавказе после создания Северо-Кавказского края Донской государственный университет был переименован в Северо-Кавказский государственный университет.

В университете имелось 4 факультета: медицинский, общественных наук, педагогический и рабочий факультеты. Личный состав студенчества составлял 4415 человек, из них на медицинском факультете обучалось 1764, на педагогическом факультете - 997, на факультете общественных наук - 757, на рабфаке - 797. В это время СКГУ расширяет и укрепляет научные связи с народным хозяйством края, с краевыми хозяйственными учреждениями, фабриками, заводами.

К этой работе привлекаются студенты. Особенно в период летней производственной практики студенты активно включались в выполнение производственных и исследовательских заданий.. Студенты старших курсов педагогического факультета проходили длительную зимнюю практику в школах Дона.

Научные работники университета подготовили к печати ряд учебников, пособий, не все из них из-за отсутствия средств были изданы. Однако была выпущена "Экономическая география Юго-Востока" - первый опыт создания географии края. Этот труд научных работников университета использовался и как научное пособие для студентов.

В 1925 г. по инициативе научной части университета началось создание при Крайисполкоме Ассоциации научно-исследовательских институтов Северо-Кавказского края, ряд этих институтов базировался на факультетах университета. В 1925/20 уч. г. были организованы новые научно-исследова-тельские институты: институт математики и естествознания, институт местной экономики и культуры, институт экспериментальной, клинической и социальной медицины. Кафедры университета и отдельные работники при ближайшем содействии Ассоциации научно-исследовательских институтов выполняли значительную часть экспериментальных исследовательских работ, велись исследования на базе ботанического сада, Северо-Кавказской обсерватории. Укреплялась связь педагогического факультета с органами образования и школами города.

В соответствии с директивами партии в конце 1929-1930 г. в СКГУ была проведена большая работа по реорганизация факультетов университета и превращении их в самостоятельные вузы. Вопрос о реорганизации СКГУ рассматривался президиумом Северо-Кавказского Крайисполкома 11 мая 1930 г., опираясь на Постановление ВЦИК СКН РСФСР от 3 июля 1930 г. и распоряжения Наркомпроса от 9 сентября 1930 г. Крайисполком вынес решение о реорганизации СКГУ и создании институтов: медицинского, педагогического, института народного хозяйства.

В соответствии с приказом директора СКГУ № 253 от 13 октября 1930 г. медфак был передан в ведение Красного отдела здравоохранения и реорганизован в медицинский институт.

На основании решения ректорского совещания и пленума Крайкома ВКП(б) экономический факультет университета с октября 1930 г. был реорганизован в самостоятельный институт народного хозяйства.

Педагогический факультет в сентябре 1930 г. был реорганизован в педагогический институт.

В июле 1931 г. было принято Постановление СНК РСФСР об университетах, определившее место университетов в системе образования страны. Перед университетами была поставлена задача готовить кадры высококвалифицированных работников для НИИ, лабораторий, промышленности и сельского хозяйства, а также преподавателей по общественным дисциплинам вузов и втузов. В 1931/32 году была завершена реорганизация СКГУ, в котором были образованы новые факультеты: физико-математический, геолого-ботанический, химический и лингвистический. В 1934 году университет был переименован в Ростовский государственный университет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: