Группа: Основные методы построения и исследования теоретического объекта

- абстрагирование - отвлечение от свойств и отношений, незначащих для данного исследования. То есть предмет изучения - мысленно выделенные свойства и отношения.

- метод идеализации, основанный на абстрагировании, но предполагающий также мысленное конструирование таких объектов, в которых то или иное свойство, состояние представлены в предельном, наиболее выраженном виде (объект - абсолютно черное тело, идеальное зеркало и т.д.)

- м ысленный эксперимент — специфический теоретический метод, конструирующий идеализированные, неосуществимые ситуации и состояния, исследующий процессы в «чистом виде». Особенность этого метода - позволяет идеализированный объект и процесс сделать наглядными. Штофф В.А.: идеализированные мысленные модели выступают промежуточным звеном между утверждениями теории и действительностью.

- Формализация - это отображение содержательного знания в знаковой форме (формализованный язык). Реконструкция научной теории в формализованном языке позволяет проследить логическую зависимость между различными положениями теории, выявить всю совокупность предпосылок и оснований, исходя из которых она развертывается, что позволяет уточнить неясности, неопределенности. Одно из наиболее ценных достоинств формализации - возможность обнаружения и доказательства ранее неизвестных свойств изучаемых объектов.

- Аксиоматический метод - построение теорий на основе аксиом (утверждений доказательства истинности которых не требуется). Аксиоматический метод широко используется в логике и математике. Он напрочь исключает какие-либо противоречия.

Формами познания 1 группы являются понятия, идеи, принципы, идеальные (знаковые) модели, законы, аксиомы, постулаты и т.д.

2 группа: Методы оправдания теории - процедуры и критерии, направленные на подтверждение истинности теории или достаточной ее обоснованности.

- В науках, обладающих не только теоретическим, но и экспериментальным уровнем исследования, идеальным является гипотетико-дедуктивный метод. На место аксиом ставятся гипотезы. Гипотеза исследования - это научно обоснованное предположение о структуре изучаемого явления или о характере связей между его компонентами. Гипотетико-дедуктивный метод используется широко в физике, электротехнике, радиотехнике, экономических науках. Заключение, вывод, полученный на основе этого метода, неизбежно будет лишь вероятностным. Гипотетико-дедуктивный метод исследования вместе с тем не универсален и далеко не во всех случаях может быть применен. Формирующаяся с его помощью модель теории выступает как своего рода конкретизация и эмпирическая интерпретация формальной теории.

- Поэтому была разработана иная модель теоретического знания на основе конструктивно-генетического метода. Генетический метод построения теории имеет дело не столько с логическими действиями над высказываниями, сколько с абстрактными объектами в знаковой форме, моделями, мысленный эксперимент с которыми становится ведущей операцией.

Гипотетико-дедуктивный метод не фиксирует в явном виде особенности построения теории развивающегося, имеющего свою историю объекта. В этих случаях возникает необходимость при создании теории сочетать исторический и логический методы в их взаимосвязи и взаимодействии.

- Исторический метод требует мысленного воспроизведения конкретного исторического процесса развития.

- Логический способ построения знания о развивающемся объекте, его истории есть отображение исторического процесса в абстрактной и теоретически последовательной форме. Энгельс отмечал, что логический метод освобождает ход исследования от исторической формы, мешающих случайностей.

Формами знания в данной группе являются гипотезы и теории.

Проверке подвергается не сама теория и лежащие в основании схемы-модели, а ее следствия, проверяемые опытным путем. Теория не может быть отброшена, если ей противоречат отдельные факты, но она не может считаться оправданной, даже если существуют отдельные факты, безоговорочно подтверждающие ее. В таких случаях возникает задача дальнейшего уточнения и совершенствования теории, лежащих в ее основе моделей либо пересмотра всей программы исследования. Требуется обращение к эмпирическому уровню исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow