Традиционное техногенное общество

Все когда-либо существовавшие цивилизации могут быть разделены на два больших класса соответственно типам цивилизационного развития - на традиционные общества и техногенные цивилизации. Два последних столетия человеческой истории определял прогресс техногенной цивилизации, которая активно завоевывала себе все новые социальные пространства. Этот тип цивилизационного развития сформировался в европейском регионе в эпоху становления раннего капитализма. Его часто называют западной цивилизацией, Но, учитывая, что он реализуется в различных вариантах как на Западе, так и на Востоке, будем использовать для его обозначения понятия «техногенная цивилизация», поскольку ее важнейшим признаком является ускоренный научно-технический прогресс.

Наука – феномен западноевропейской цивилизации. Она является одновременно и исключительной, и универсальной формой познания. Несмотря на то, что каждая культура имеет свой корпус знаний, а также набор методов их получения, накопления и передачи. Особенностью так называемого новоевропейского типа науки стало то, что в отличие от знаний других культур, она распространилась по всему миру, в то время как последние так и не распространились за пределы культур породивших их.

Различие культуры техногенной и традиционной имеют следующие экономические и идеологические предпосылки:

1) Наличие письменности. Это важнейшее условие для появления науки. Семиолог Ю.М.Лотман писал, что в письменных культурах «… запоминанию подлежат исключительные события. Для письменного сознания характерно внимание к причинно-следственным связям и результативности действий…». Инструментом такого рода памяти будет хроника, летопись, журнал. Инструментом памяти культуры традиционной будет ритуал, который обеспечивает воспроизводство культуры в неизменном виде.

2) Темпы социального развития (отношение к инновациям). Традиционный и техногенный пути развития довольно радикально отличаются друг от друга. Для традиционных обществ характерны замедленные темпы социальных изменений. Инновации как в сфере производства, так и в сфере регуляции социальных отношений допускаются только в рамках апробированных традиций. Прогресс идет очень медленно по сравнению со сроками жизни индивидов и даже поколений. в техногенной цивилизации темпы социального развития резко ускоряются, экстенсивное развитие сменяется интенсивным. В культуре высшей ценностью становятся инновации, творчество, формирующие новые оригинальные идеи, образцы деятельности, целевые и ценностные установки. Традиция должна не просто воспроизводиться, а постоянно модифицироваться под влиянием инноваций.

Главным фактором, который определяет процессы изменений социальной жизни, становится развитие техники и технологии. Так возникает развитие, основанное на ускоряющемся изменении предметной среды, непосредственно окружающей человека. В свою очередь активное обновление предметной среды приводит к ускоряющимся трансформациям социальных связей людей. В техногенной цивилизации научно-технический прогресс постоянно меняет типы общения и формы коммуникации людей, в ней на протяжении жизни одного поколения могут радикально трансформироваться система социальных связей, виды деятельности, их средства и ценностно-целевые структуры.

3) Противопоставление мифа и логоса. И миф, и логос выражают некое знание о мире. Однако в первом случае это знание непосредственно, а во втором – опосредовано рациональным доказательством.

Ролан Барт писал, что в широком смысле миф есть то, во что мы верим, не отдавая себе отчета в том, что мы в это верим.

В ХХ веке миф перестал восприниматься как исключительно иррациональная форма мышления. Мифология является целостным мировоззрением, имеющим свою собственную логику, хотя и отличающуюся от логики рациональной. Миф и сейчас продолжает оставаться основным инструментом обыденного мышления. Закон причинности в большей степени является законом мифологического мышления, т.к. именно потребность в причинной и генеалогической связи всех явлений служит основой мифа, если вещи не могут быть связаны между собой логически или механически, этим мышлением они будут связаны мистически.

4) Ценностый аспект культуры.

Возникновение техногенной цивилизации и ее идеологии было подготовлено рядом изменений, произошедших в традиционных культурах:

1) Возникновение античного полиса, который, хотя и принадлежал к традиционным обществам, был особым их видом. Полис породил множество цивилизационных изобретений, но важнейшими предпосылками для будущего прогресса было возникновение теоретической науки и опыта демократической регуляции социальных отношений;

2) Возникновение христианской традиции со свойственным ей пониманием человека как созданного по образу и подобию Бога, с трактовкой человеческого разума как малой копии божественного разума, способного понять замысел божественного творения. Синтез достижений античной культуры и христианской культурной традиции в эпоху Ренессанса и последующее развитие этих идей в эпоху Реформации и Просвещения сформировали систему ценностей техногенной цивилизации, ее мировоззренческих ориентиров.

Отсюда возникают следующие коренные ценностные различия традиционной и техногенной культур.

1. Отношение к окружающему миру. Традиционными культурами окружающий мир воспринимался как одушевленный субъект. Традиционные культуры стремились поддерживать гармоничные отношения с окружающим миром, поэтому понимали мир как субъект, с которым человек находится в состоянии символического обмена, а не как бездушного объекта, обладающего неисчерпаемыми ресурсами. Отсюда отсутствие в традиционных культурах такого метода получения знания как эксперимент, который рассматривался бы как безнравственный.

Идея преобразования мира и подчинения человеком природы была доминантой в культуре техногенной цивилизации на всех этапах ее истории вплоть до нашего времени. Понимание природы как упорядоченного, закономерно устроенного поля, в котором разумное существо, познающее законы природы, способно осуществить свою власть над внешними процессами и объектами, поставить их под свой контроль. При этом неявно предполагалось, что природа - неисчерпаемая кладовая ресурсов, из которой человек может черпать бесконечно. Надо только искусственно изменить природный процесс и поставить его на службу человеку, и тогда укрощенная природа будет удовлетворять человеческие потребности во все расширяющихся масштабах.

2. Автономия личности. В качестве второго важнейшего компонента в системе ценностных приоритетов техногенной цивилизации можно выделить идеал автономии личности. Деятельность и активность человека рассматриваются как реализация творческих возможностей свободной личности. Коллективный субъект деятельности с позиций этого идеала должен предстать в качестве результата соглашения суверенных личностей.

В традиционных культурах ценность индивида и личных свобод либо вообще не выдвигалась, либо уходила на второй и третий планы в иерархии ценностей. Личность в традиционных обществах реализовывалась только через принадлежность к некоторой корпорации и чаще всего жестко закреплялась в той или иной социальной общности.

3. Отношение к власти. В качестве третьего компонента культурной матрицы техногенных обществ следует отметить особое понимание власти и господства над природными и социальными обстоятельствами.Пафос преобразования мира порождал особое отношение к идеям господства силы и власти. В традиционных культурах они понимались прежде всего как непосредственная власть одного человека над другим. Традиционные культуры не знали автономии личности и идеи прав человека. Как писал А.И. Герцен об обществах древнего Востока, человек здесь «не понимал своего достоинства; оттого он был или в прахе валяющийся раб, или необузданный деспот».

В техногенном мире сущность отношений личной зависимости определена всеобщим обменом результатами деятельности, приобретающими форму товара. Власть и господство в этой системе отношений предполагают владение капиталом и присвоение товаров (вещей, человеческих способностей, информации как товарных ценностей, имеющих денежный эквивалент). В результате в культуре техногенной цивилизации происходит своеобразное смещение акцентов в понимании предметов господства силы и власти - от человека к произведенной им вещи. В свою очередь эти новые смыслы легко соединялись с идеалом деятельностно-преобразующего предназначения человека. Сама преобразующая деятельность расценивается как процесс, обеспечивающий власть человека над предметом, господство над внешними обстоятельствами, которые человек призван подчинить себе.

Успехи техногенной цивилизации в технико-технологических инновациях, в улучшении образа жизни людей порождали представление, что именно она является магистральным путем развития человечества. Еще пятьдесят лет назад мало кто полагал, что сама линия техногенного прогресса и ее система ценностей приведут человечество к критическим рубежам, что резервы цивилизационного развития этого типа могут быть исчерпаны.

Сейчас в мире идет напряженный поиск новых путей развития, новых человеческих ориентиров. Поиск осуществляется в различных областях человеческой культуры - в философии, искусстве, религиозном постижении мира, в науке. Необходим пересмотр прежнего отношения к природе, идеалов господства, ориентированных на силовое преобразование природного и социального мира, необходима выработка новых идеалов человеческой деятельности, нового понимания перспектив человека.

Предпосылки для новой мировоззренческой ориентации создаются сегодня внутри самой техногенной цивилизации, на переходе ее от индустриального к постиндустриальному развитию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: