Психология как наука

ПСИХОЛОГИЯ

Лекция 1. «Введение в психологию»

- 1-

Психология как наука

1879 год – официальное становление психологии как самостоятельной отрасли знаний (первая психологическая лаборатория, Вильгельм Вундт) – 1879 г. До этого развивалась совместно с философией.

Психология (от «psyche» – душа и «logos» – наука, т.е. «наука о душе») – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, область знаний о внутреннем (психическом) мире человека.

Зачатки психологического знания начали формироваться в период античности и имели своим предметом человеческую душу.

Античность (идеализм, материализм) -> средние века, эпоха возрождение -> новое время -> эпоха просвещения -> 1879 -> 10-30 года 20 века -> 40-80 года -> 80 года – настоящее время

Хронология Предмет изучения Важнейшие итоги
Развитие психологии в рамках философии
VI век до н.э. – V век н.э. (Античность) душа (все известные физиологические и психологические явления и процессы) Формируются 2 основных направления изучения души: 1) материализм (Аристотель, Демокрит, Гиппократ) – считали душу вторичным явлением по отношению к физическому телу → душа смертна 2) идеализм (Сократ, Пифагор, Платон) – трактовали душу как нечто бессмертное → душа постоянна и вечна → душа первична В данный период были накоплены первые эмпирические знания относительно психологических процессов (ощущение и восприятие, память, воображение, аффект, характер). Были выделены проблемы Аристотель: 1) проблема соотношения первичности души и тела 2) проблема врожденного и приобретенного 3) способ познания души
V-XIII века (Средневековье) душа (развитие учения о душе в рамках церковной философии и на базе медицинских исследований) Эмпирическое изучение души происходило в 2 направлениях: 1) материализм (Авиценна, Альгазен, Аверроэс) – накапливался опыт и конкретный материал об анатомо-физиологических особенностях организма; труды данных ученых постулируют о том, что психические качества детерминированы естественными причинами → развитие психики происходит в зависимости от условий жизни и воспитания 2) идеализм (Фома Аквинский) – идеи бессмертного существования души в рамках церковного учения; Фома считал, что душа обладает бытием отдельным от тела, которое является нематериальным и индивидуальным; душа выступает источником движения тела; основными способностями души являются разум и воля
XIV-XVI века душа (данный предмет начинает модернизироваться) 1590 г. – вводится термин «психология» в немецкую схоластику (введение данного понятия связано с тем, что ученые стремились отказаться от объяснительного принципа телесных и психических явлений) Френсис Бэкон выдвинул идею создания единой науки о человеке, данная наука должна включать 2 раздела: философия человека (анализ физические и психические свойства человека) и гражданская философия (анализ отношений человека и общества). Основная задача Ф.Бэкона состояла в том, чтобы детально проанализировать проблему познания. Закон ассоциаций, сенсорный опыт человека.
XVII-XVIII века внутренний опыт период связан с возникновением школы ассоцианизма, исходя из этого предметом психологии становится внутренний опыт или сознание, которое включает в себя все психические процессы. По мнению ассоцианистов, в психике человека существуют элементарные ощущения. С помощью механизма ассоциации они образуют все многообразие психических явлений → психология должна заниматься тем, как происходит данное образование. Основной метод изучения – интроспекция (самонаблюдение).
Развитие психологии как самостоятельной науки
XIX век психика, деятельность нервной системы и органов чувств 1879 г. – открыта первая психологическая лаборатория в г. Лейпциге Вильгельмом Вундт. Он развивал идею экспериментальной психологии, поэтому именно он ввел в психологию метод эксперимента. Также разрабатывал психологию народа. Формируется психотехника и психофизика, основные представители - Фехнер, Галль, Мюллер, Гербарт. Данные ученые пытались с помощью математических формул просчитать психологические процессы. В России психологические идеи формирует И.М. Сеченев (работа «Рефлексы головного мозга»). В своей работе он доказал возможность приложения физиологических знаний к явлениям психологической жизни.
10-30 гг. XX века Полипредметность в зависимости от направлений Формируется открытый кризис психологии, который центрировался вокруг проблемы сознания. Формируются новые направления: 1) бихевиоризм (поведение – все поступки и слова, которые были заложены биологически, а также приобретены в течение жизнедеятельности, → это всякая реакция в ответ на действующие стимулы) (Уотсон, Скиннер) – основной формулой интерпретации человеческого поведения является «стимул → реакция» (S→R) 2) психоанализ (бессознательное) (Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Альфред Адлер) – идея о независимости психики и сознания → пытались изучить психику и выделить ее основные компоненты; структура психики (З.Фрейд) позднее трансформировалась в структуру личности
 
 


3) гештальтпсихология (целостные психические структуры) (Коффка, Келер, Геймер) – главное понятие – понятие комплексного качества (переживания, пронизанные чувствами), считали важным изучать наивную картину мира (опыт, который не подвергся анализу→ сохранил свою целостность); отдельные элементы, которые формирую какое-либо качество, являются вторичными по отношению к целому, т.к. функционально они существую только в рамках целого

Советская психология деятельность, высшие психические функции, установка Научные школы в рамках советской психологии: 1) теория деятельности (С.Л. Рубинштейн) – сознание человека формируется в процессе деятельности, в которую человек включается с момента рождения 2) культурно-историческая психология (Л.С. Выготский) – изучается процесс становления и формирования высшей психической функции человека 3) теория установки (Узнадзе) – человек отражает окружающий мир в контексте готовности к данному отражению
40-80 гг. XX века эволюция в рамках базисных подходов предшествующего периода Появляются модернизированные направления предыдущих течений: 1) необихевиоризм – предметом остается поведение, однако вводится промежуточная переменная формулы «стимул → реакция» (S→условие→ R) 2) неопсихоанализ (Карл Хорни, Эрих Фромм) – попытались объяснить функционирование бессознательного, но и социальными факторами 3) развитие генетической психологии 4) дискуссия в рамках советской психологии
80 гг. – конец XX века Психическая жизнь – объект, предмет - механизмы порождения и функционирования психической реальность Функционирование психики как особой формы жизнедеятельности На западе: 1) происходит развитие гуманистической психологии (Карл Роджерс): личность – это уникальное явление → личность – активное и творческое существо → изменить себя может только личность 2) формирование логотерапии (Виктор Франк): основная движущая сила развития – борьба за существование. 3) когнитивная психология (Жан Пиаже) – исследовал когнитивное и интеллектуальное развитие ребенка → классификация стадий развития интеллекта В советской психологии наступает «оттепель». Психологические исследования проводятся в рамках педагогики и инженерной психологии
       

Объект психологии психическая жизнь (некая субъективная реальность, проявляющаяся в форме мысли, переживаний, представлений, чувств, побуждений и желаний).

Предмет психологии – основные закономерности, порождения и функционирования психической реальности (факты психической жизни, основные закономерности функционирования психики, индивидуальные типологические особенности личности, формирование человека как субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества).

Основные проблемы научной психологии:

1) психофизиологическая – изучает отношение психики к ее телесному субстрату

2) психосоциальная – исследует зависимость психики от социальных процессов

3) психопраксическая – исследует формирование психики в процессе реальной практической деятельности

4) психогностическая – изучает отношения чувственных и умственных психических образов к отображаемой ими реальности

Методологические принципы психологии:

1) принцип детерминизма – раскрывает обусловленность явлений действием производящих их факторов

2) принцип системности – вся явления психологии трактуются как внутренне связанные компоненты целостной психической организации

3) принцип развития – указывает на преобразования и изменения психических процессов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: