Метод обучения – упорядоченная деятельность педагога и учащихся, которая направлена на достижение заданной цели обучения.
Виды обучения:
1) традиционная классификация (общий признак – источник знаний):
· словесные методы: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, разъяснение, лекция, дискуссия, диспут
§ наглядные методы: иллюстрация (создание образа предмета в воображении или на основе наглядного материала), демонстрация (в натуральную величину), наблюдение учащихся
· практические методы: опыт, упражнение, учебно-производительный труд (практика)
· методы работы с книгой: чтение, изучение, беглый просмотр, цитирование, составление плана, конспектирование, реферирование
· видеометоды: просмотр, обучение по программе, выполнение упражнений под контролем «электронного учителя», контроль за успеваемостью.
2) классификации по назначению (М.Л. Данилов, Б.П. Есипов; основной дифференцирующий признак – последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке):
|
|
· методы, направленные на приобретение знаний;
· методы формирования умений и навыков;
· методы применения знаний;
· методы творческой деятельности учащихся;
· методы закрепления учебного материала;
· методы проверки знаний, умений и навыков;
3) классификация по типу познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.П. Скаткин); тип познавательной деятельности – уровень самостоятельности познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной преподавателем схеме:
· объяснительно-иллюстативные методы (предполагает подачу знаний «в готовом виде»; учитель организует различными способами восприятие; учащийся осуществляет восприятие и осмысление знаний; прочность знаний достигается путем многократного повторения);
· репродуктивный метод (знания «в готовом виде», но учитель не только сообщает, но и объясняет информацию; прочность знаний достигается путем многократного повторения);
· частично-поисковый метод (знания учащиеся добывают самостоятельно; учитель организует поиск новых знаний с помощью разнообразных средств; прочность знаний достигается благодаря активности учащихся);
· исследовательский метод (знания учащиеся добывают самостоятельно; метод предполагает творческое усвоение знаний; учитель управляет процессом);
4) классификация по дидактическим целям (И.П. Щукина, А.В. Орогодгиков):
· методы, способствующие первичному усвоению учебного материала:
o информационно-развивающие методы:
→ устное изложение учителем;
→ беседа;
→ работа с книгой;
o поисковые методы:
→ дискуссия;
|
|
→ диспут;
→ лабораторные работы;
o исследовательские методы;
· методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний:
o упражнения;
o практические работы;
5) классификация по Ю.К. Бабанскому:
· Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
o словесные методы;
o наглядные метолы;
o практические методы;
o репродуктивные методы;
o проблемно-поисковые методы;
o методы самостоятельной работы учащихся;
· методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
o методы стимулирования и мотивации интереса к учению;
o методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;
· методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
o устный контроль (со стороны учителя);
o письменный контроль (со стороны учителя);
o лабораторный контроль (со стороны учителя);
o самоконтроль (со стороны ученика)