Методы обучения. Метод обучения – упорядоченная деятельность педагога и учащихся, которая направлена на достижение заданной цели обучения

Метод обучения – упорядоченная деятельность педагога и учащихся, которая направлена на достижение заданной цели обучения.


Виды обучения:

1) традиционная классификация (общий признак – источник знаний):

· словесные методы: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, разъяснение, лекция, дискуссия, диспут

§ наглядные методы: иллюстрация (создание образа предмета в воображении или на основе наглядного материала), демонстрация (в натуральную величину), наблюдение учащихся

· практические методы: опыт, упражнение, учебно-производительный труд (практика)

· методы работы с книгой: чтение, изучение, беглый просмотр, цитирование, составление плана, конспектирование, реферирование

· видеометоды: просмотр, обучение по программе, выполнение упражнений под контролем «электронного учителя», контроль за успеваемостью.

2) классификации по назначению (М.Л. Данилов, Б.П. Есипов; основной дифференцирующий признак – последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке):

· методы, направленные на приобретение знаний;

· методы формирования умений и навыков;

· методы применения знаний;

· методы творческой деятельности учащихся;

· методы закрепления учебного материала;

· методы проверки знаний, умений и навыков;

3) классификация по типу познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.П. Скаткин); тип познавательной деятельности – уровень самостоятельности познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной преподавателем схеме:

· объяснительно-иллюстативные методы (предполагает подачу знаний «в готовом виде»; учитель организует различными способами восприятие; учащийся осуществляет восприятие и осмысление знаний; прочность знаний достигается путем многократного повторения);

· репродуктивный метод (знания «в готовом виде», но учитель не только сообщает, но и объясняет информацию; прочность знаний достигается путем многократного повторения);

· частично-поисковый метод (знания учащиеся добывают самостоятельно; учитель организует поиск новых знаний с помощью разнообразных средств; прочность знаний достигается благодаря активности учащихся);

· исследовательский метод (знания учащиеся добывают самостоятельно; метод предполагает творческое усвоение знаний; учитель управляет процессом);

4) классификация по дидактическим целям (И.П. Щукина, А.В. Орогодгиков):

· методы, способствующие первичному усвоению учебного материала:

o информационно-развивающие методы:

→ устное изложение учителем;

→ беседа;

→ работа с книгой;

o поисковые методы:

→ дискуссия;

→ диспут;

→ лабораторные работы;

o исследовательские методы;

· методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний:

o упражнения;

o практические работы;

5) классификация по Ю.К. Бабанскому:

· Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

o словесные методы;

o наглядные метолы;

o практические методы;

o репродуктивные методы;

o проблемно-поисковые методы;

o методы самостоятельной работы учащихся;

· методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

o методы стимулирования и мотивации интереса к учению;

o методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;

· методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

o устный контроль (со стороны учителя);

o письменный контроль (со стороны учителя);

o лабораторный контроль (со стороны учителя);

o самоконтроль (со стороны ученика)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: