Воспитание как процесс

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Вид деятельности по преобразованию человека и группы людей.

Субъект (предмет) воспитания: человек, испытывающий воспитательное воздействие.

Сущность воспитания: воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого с целью преобразование его личности.

Структура воспитания:

1) цели и содержание воспитания:

- Основная цель – сформировать изменения в человеке или группе под воздействием специально подготовленных и планомерно организованных воспитательных акций и действий

– инициирование самостоятельных действий воспитанника и повышение его автономности;

Содержание воспитания определяется его видом и стилем:

→ авторитарный стиль;

→ демократический стиль;

→ либеральный стиль;

2) методы и средства воспитания;

3) достигнутые результаты.

Воспитание – многофакторный процесс.

Основные факторы воспитания:

1) объективные факторы – которые независимо от характера организации воспитания:

· генетическая наследственность и состояние здоровья;

· социальная и культурная принадлежность семьи;

· обстоятельства биографии;

· профессиональный и социальный статус воспитателя;

· особенности страны и исторической эпохи

2) субъективные факторы:

· психические особенности человека;

· система ценностей;

· мировоззрение;

· потребности и интересы воспитателя и воспитуемого;

· система взаимоотношений с социумом;

· влияние социальных групп, в которые включен человек

Уровни воспитательного процесса:

1) социетарный уровень – формирует представления о воспитании как о постоянной функции общества, подчеркивается значимая роль культуры в процессе воспитания;

2) институциональный уровень – предполагает реализацию воспитательных целей и задач в условиях конкретных социальных институтов: ДОУ, школа, ССУЗ, ВУЗ;

3) социально-психологический уровень – процесс воспитания обусловлен характеристиками отдельной социальной группы;

4) межличностный уровень – определяет специфику воспитания как практику взаимодействия между воспитателем и воспитанником;

5) интраперсональный уровень (внутриличностный) – предполагает процесс самовоспитания; человек реализует воспитательное воздействие по отношению к себе в различных жизненных ситуациях.

Типы воспитания:

1) умственное воспитание – ориентирован на формирование интеллектуальных способностей человека, а также формирование интереса к себе и окружающему миру (ожидаемый результат – развитие силы воли, мышления, формирование культуры интеллекта);

2) нравственное воспитание – определяется этическими требованиями общества (основной результат – накопление нравственного опыта и знания о правилах общественного поведения);

3) трудовое воспитание – развитие ответственного отношения и творческого подхода к деятельности (основной результат – формирование умений и навыков, накопление трудового опыта);

4) эстетическое воспитание – формирование способности к эмоциональному восприятию прекрасного (основной результат – эстетическое отношение к действительности);

5) физическое воспитание – направлен на правильное физическое развитие организма (основной результат – воспитание силы воли, повышение работоспособности);

6) гражданское воспитание – ориентировано на формирование ответственного отношения человека к семье, обществу и народу (основной результат – формирование гражданской позиции);

7) экономическое воспитание – система мер, направленных на развитие экономического мышления и формирование деловых качеств (основной результат – развитые деловые качества);

8) правовое воспитание – направлено на осознание своих прав и обязанностей (основной результат – наличие ответственности за соблюдение прав и обязанностей).

Способы воспитания:

1) Авторитарный стиль – главную роль играет воспитатель, задача - сформировать исходную аналогичную с воспитателем точку зрения. Отличается жесткой системой требований и мер

2) Демократический стиль – равные возможности и позиции воспитанника и воспитателя. Воспитатель имеет авторитет на основе информативной власти и уважения со стороны воспитанника.

3) Либеральный стиль – автономность между воспитанником и воспитателем, основан на сформированной самостоятельности, поэтому может применяться только на поздних этапах развития ребенка. Гипоопека – игнорирование или пренебрежение воспитателя к потребностям и нуждам ребенка.

Основные критерии оценки воспитанности человека:

1) «добро» – направленность поведения человека на благо других людей;

2) «истина» – рациональное принятие решений и действий;

3) «красота» – формирование чувства осознания искусства, возможность передачи данного опыта младшим поколениям

- 2 -


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: