Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Вид деятельности по преобразованию человека и группы людей.
Субъект (предмет) воспитания: человек, испытывающий воспитательное воздействие.
Сущность воспитания: воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого с целью преобразование его личности.
Структура воспитания:
1) цели и содержание воспитания:
- Основная цель – сформировать изменения в человеке или группе под воздействием специально подготовленных и планомерно организованных воспитательных акций и действий
– инициирование самостоятельных действий воспитанника и повышение его автономности;
Содержание воспитания определяется его видом и стилем:
→ авторитарный стиль;
→ демократический стиль;
→ либеральный стиль;
2) методы и средства воспитания;
3) достигнутые результаты.
Воспитание – многофакторный процесс.
Основные факторы воспитания:
1) объективные факторы – которые независимо от характера организации воспитания:
|
|
· генетическая наследственность и состояние здоровья;
· социальная и культурная принадлежность семьи;
· обстоятельства биографии;
· профессиональный и социальный статус воспитателя;
· особенности страны и исторической эпохи
2) субъективные факторы:
· психические особенности человека;
· система ценностей;
· мировоззрение;
· потребности и интересы воспитателя и воспитуемого;
· система взаимоотношений с социумом;
· влияние социальных групп, в которые включен человек
Уровни воспитательного процесса:
1) социетарный уровень – формирует представления о воспитании как о постоянной функции общества, подчеркивается значимая роль культуры в процессе воспитания;
2) институциональный уровень – предполагает реализацию воспитательных целей и задач в условиях конкретных социальных институтов: ДОУ, школа, ССУЗ, ВУЗ;
3) социально-психологический уровень – процесс воспитания обусловлен характеристиками отдельной социальной группы;
4) межличностный уровень – определяет специфику воспитания как практику взаимодействия между воспитателем и воспитанником;
5) интраперсональный уровень (внутриличностный) – предполагает процесс самовоспитания; человек реализует воспитательное воздействие по отношению к себе в различных жизненных ситуациях.
Типы воспитания:
1) умственное воспитание – ориентирован на формирование интеллектуальных способностей человека, а также формирование интереса к себе и окружающему миру (ожидаемый результат – развитие силы воли, мышления, формирование культуры интеллекта);
2) нравственное воспитание – определяется этическими требованиями общества (основной результат – накопление нравственного опыта и знания о правилах общественного поведения);
|
|
3) трудовое воспитание – развитие ответственного отношения и творческого подхода к деятельности (основной результат – формирование умений и навыков, накопление трудового опыта);
4) эстетическое воспитание – формирование способности к эмоциональному восприятию прекрасного (основной результат – эстетическое отношение к действительности);
5) физическое воспитание – направлен на правильное физическое развитие организма (основной результат – воспитание силы воли, повышение работоспособности);
6) гражданское воспитание – ориентировано на формирование ответственного отношения человека к семье, обществу и народу (основной результат – формирование гражданской позиции);
7) экономическое воспитание – система мер, направленных на развитие экономического мышления и формирование деловых качеств (основной результат – развитые деловые качества);
8) правовое воспитание – направлено на осознание своих прав и обязанностей (основной результат – наличие ответственности за соблюдение прав и обязанностей).
Способы воспитания:
1) Авторитарный стиль – главную роль играет воспитатель, задача - сформировать исходную аналогичную с воспитателем точку зрения. Отличается жесткой системой требований и мер
2) Демократический стиль – равные возможности и позиции воспитанника и воспитателя. Воспитатель имеет авторитет на основе информативной власти и уважения со стороны воспитанника.
3) Либеральный стиль – автономность между воспитанником и воспитателем, основан на сформированной самостоятельности, поэтому может применяться только на поздних этапах развития ребенка. Гипоопека – игнорирование или пренебрежение воспитателя к потребностям и нуждам ребенка.
Основные критерии оценки воспитанности человека:
1) «добро» – направленность поведения человека на благо других людей;
2) «истина» – рациональное принятие решений и действий;
3) «красота» – формирование чувства осознания искусства, возможность передачи данного опыта младшим поколениям
- 2 -