Методические рекомендации
По написанию курсовых работ
Для студентов
Факультета Евразии и Востока
Челябинск, 2012
Одобрено Научно-методическим Советом кафедры политологии и регионоведения факультета Евразии и Востока.
Методические рекомендации содержат информацию по написанию курсовых работ на 1-4 курсах, способствуют овладению студентами компетенций в научно-исследовательской деятельности.
Предназначены для самостоятельной подготовки студентов факультета Евразии и Востока при написании курсовых работ на кафедре политологии и регионоведения.
Составители:
Пазий Д.Г., канд. филос. наук, доцент, почетный профессор ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»;
Сачко Г.В., канд. филос. наук, доцент;
Смирнов М.Г., канд. филос. наук, доцент;
Галимова Э.З., канд. пед. наук.
Под общей редакцией канд. филос. наук, доцента, почетного профессора ФГБОУ ВПО «ЧелГУ» Д.Г. Пазия.
Содержание
Введение………………………………………………………………... | |
Выполнение курсовой работы………………………………………… | |
I. Выбор темы и составление рабочего плана………………..………. | |
II. Составление плана и структура курсовой работы……………… | |
III. Подбор и изучение литературы………………………………….. | |
IV. Работа над текстом……………………………………………….... | |
V. Оформление работы………………………………………………... | |
VI. Оценка курсовой работы…………..………………………………. | |
VII. Защита курсовой работы…………………………………………. | |
Приложение № 1………………………………………………………. | |
Приложение № 2………………………………………………………. | |
Приложение № 3………………………………………………………. | |
Приложение № 4………………………………………………………. |
ВВЕДЕНИЕ
Выполнение курсовых работ предусмотрено учебным планом подготовки специалистов-регионоведов и бакалавров по зарубежному регионоведению. Их написание помогает студентам углубить и закрепить полученные знания по дисциплинам, приобрести навыки самостоятельного проведения научных исследований, анализа и обобщения практики, литературного оформления результатов творческого труда, а в целом способствует высокой общенаучной и профессиональной подготовке специалистов и бакалавров-регионоведов.
В целях упорядочения основных этапов работы полезно составить личный рабочий план с указанием сроков их выполнения. Например, в него можно включить следующие этапы:
1. Выбор темы.
2. Составление плана курсовой работы.
3. Написание заявления на кафедру и утверждение его заведующим кафедрой.
4. Изучение литературы и составление ее списка.
5. Написание первого (чернового) варианта работы.
6. Редактирование и представление на кафедру окончательного варианта работы.
7. Подготовка доклада на защиту.
На всех этапах работы необходимо консультирование у научного руководителя.
8. Защита курсовой работы.
Выполнение курсовой работы
Работа над курсовой проходит следующие этапы:
I. Выбор темы.
II. Составление библиографии.
III. Составление плана.
IV. Изучение литературы.
V. Написание текста.
VI. Оформление текста в печатном виде.
I. Выбор темы и составление рабочего плана
Примерный перечень тем курсовых работ по каждой дисциплине определяется кафедрами. По согласованию с заведующим кафедрой и научным руководителем разрешается уточнение формулировки, а также выполнение работы по теме, которая хотя и не значится в примерном перечне, но имеет прямое отношение к профилю подготовки регионоведов.
При выборе темы рекомендуется учитывать:
v ее актуальность;
v теоретическую и практическую значимость;
v наличие или отсутствие литературы и источников;
v интерес к выбранной теме;
v способность ее реализовать.
Не допускается написание курсовых работ несколькими студентами на одну тему, за исключением случаев, когда по разрешению научного руководителя каждым из них рассматриваются различные аспекты одной и той же темы, и образуется проблемная группа.
После консультаций с научным руководителем в установленный срок студенты подают заявления на утверждение темы и научного руководителя.
Выбранная тема должна быть зарегистрирована на соответствующей кафедре.
Сроки выбора, написания и защиты курсовых работ устанавливаются кафедрой. Темы утверждаются распоряжением заведующего кафедрой.
II.Составление плана и структура курсовой работы
Прежде чем приступить к изучению литературы, сбору необходимых материалов и написанию текста следует составить план курсовой работы, который необходимо согласовать с научным руководителем.
Как правило, в план включают:
v Введение;
v Основную часть (с разбивкой на главы и параграфы);
v Заключение (выводы).
Структура всей курсовой работы частично совпадает с планом и состоит из следующих элементов:
v Оглавление;
v Введение;
v Основная часть;
v Заключение;
v Список используемой литературы;
v Приложения.
Оглавление раскрывает содержание работы путем обозначения основных глав, параграфов и других рубрик рукописи с указанием номера страниц, на которых эти рубрики написаны. Оно должно быть в начале работы.
Введение призвано ввести читателя в круг исследуемых в курсовой работе проблем. В нем определяются актуальность, определяется объект и предмет, ставятся цель и задачи, теоретическая, практическая значимость проблемы (работы), научная новизна, показываются степень ее разработанности в литературе, а также методы исследования.
Актуальность работы формируется в рамках двух позиций:
1) Фактическая или практическая актуальность, иными словами – злободневность темы;
2) Научная актуальность, раскрывающая степень разработанности темы в отечественной и зарубежной науке.
Цель исследования определяется отдельной строкой. Она формулируется кратко, четко и должна вытекать из темы курсовой работы. Далее для удобства исследования она разбивается на исследовательские задачи (обычно их 3-4), которые в последствии и будут отражены в главах и параграфах основной части работы.
Объектом исследования является, чаще всего, нечто реально существующее, на что направлено исследование. Предметом же исследования является, чаще всего, мыслимая конструкция – аспект существования объекта исследования. Объект и предмет исследования и их описание в работе призваны очертить рамки, в которых реализуются исследовательские задачи.
Методы исследования состоят из 3-х групп:
1) Методологическая позиция – это с какой точки зрения Вы смотрите на объект исследования;
2) Основной метод исследования в работе;
3) Частные методы, применяемые Вами для достижения отдельных результатов.
В конце исследования приводится обзор используемых Вами источников (См. раздел «Список литературы»).
Обычно, классическая структура основной части курсовой работы состоит из двух-трех глав с параграфами или без параграфов. Глава содержит не более четырех параграфов. Главы и параграфы отражают в той же последовательности исследовательские задачи, поставленные во введении. Не должно быть так, чтобы исследовательская задача курсовой поставлена, но при этом не нашла свое отражение в структуре основной части работы.
Основная часть состоит из нескольких вопросов (глав, параграфов) и включает теоретические положения, материалы практики, выводы и обобщения. Первая глава основной части обычно посвящена истории и теории рассматриваемой темы, в последующих (не более двух) главах излагаются основные ее аспекты.
В конце глав и параграфов пишутся выводы в виде кратко сформулированных тезисов (положений). Тезисы располагаются в такой последовательности, чтобы соблюдался принцип перехода от частных к более общим и важным положениям. Также внутри самих глав и параграфов могут быть сквозные выводы, как часть исследовательских рассуждений.
В заключении в краткой форме суммируются выводы, сделанные в основной части по каждой из задач работы, формулируется общий вывод, приводятся интересные побочные выводы (не запланированные задачами исследования); а также ставятся вопросы, которые еще необходимо решить.
Список использованной литературы включает в себя перечень изданий источников и литературы, разбитых на эти две группы и поданных в алфавитном порядке со сквозной нумерацией (см. образец в конце).
Источники – это документы, имеющие прямое отношение к изучаемому объекту. К ним обычно относятся: священные источники, кино-фонодокументы, аудиозаписи, нормативные акты, статистические сборники, мемуары и воспоминания и т.п.
Все остальное относится к литературе. Здесь, прежде всего, представлены монографии и научные статьи.
В конце работы при необходимости приводится приложение, куда включают таблицы и графики, дополнительные тексты, образцы анкет и т.п.