III. Подбор и изучение литературы

Начинается с подбора и составления списка (картотеки) монографий, учебных пособий, лекций, журнальных и газетных статей. Необходимо просмотреть в библиотеках систематические, алфавитные каталоги и каталоги авторефератов диссертаций, журнальных и газетных статей.

Используйте Интернет и консультации научного руководителя. Приготовьте заранее карточки (или отдельные электронные документы) и делайте записи только на них. Это намного облегчит Вашу последующую работу.

Чтобы глубоко понять содержание источника, нужно уметь рационально читать. Предварительный просмотр источника позволит решить вопрос, стоит ли его читать. Предварительный просмотр включает ознакомление с титульным листом книги, аннотацией, предисловием, оглавлением.

При ознакомлении с оглавлением необходимо выделить главы, разделы, параграфы, представляющие для Вас интерес, бегло их просмотреть, найти места, относящиеся к теме (абзацы, страницы, параграфы), и познакомиться с ними в общих чертах. Следующий этап работы с источником – прочтение выделенных мест в быстром темпе. Цель быстрого чтения – определить, что ценного в каждой части, к какому вопросу курсовой имеет отношение информация и что с ней делать, как применить.

Сформулируем следующие рекомендации по методике быстрого чтения:

· Ясно осознать и четко зафиксировать цель чтения: по какому именно вопросу нужна информация, для чего она нужна, ее характер и т.д.;

· Оперативно менять скорость чтения, замедляя на информации прямо соответствующей цели, увеличивать скорость чтения других частей. Описательный текст читается быстрее, чем текст сложных умозаключений, доказательств;

· Сосредоточенно работать над текстом, без отвлечения. Это обеспечит глубокое понимание текста.

Весьма полезными могут быть вспомогательные материалы к изданиям и поэтому необходимо знать, из каких основных элементов состоит аппарат книги, каковы его функции.

Знакомство с литературой позволяет приступить к составлению содержательного плана курсовой работы с формулировками глав и параграфов. Лучше составить несколько вариантов плана и обратиться на консультацию к научному руководителю.

Избрав окончательный вариант плана, можно приступать к написанию курсовой.

IV.Работа над текстом

При написании работы следует соблюдать пропорции между главами и параграфами, четко отделять один вопрос от другого, для чего изложению каждого вопроса должен предшествовать соответствующий заголовок.

Текст делится на абзацы, т.е. на части, которые начинаются с красной строки. Критерием такого деления служит смысл написанного, т.е. самостоятельное суждение о чем-либо.

В курсовой работе следует разъяснить непривычные термины и символы при первом упоминании в тексте. Термины, отдельные слова и словосочетания допускается заменять аббревиатурами и принятыми текстовыми сокращениями только в тех случаях, если их смысл ясен из контекста или после предварительной расшифровки.

Иллюстрации и таблицы используются в работе только в тех случаях, если они помогают раскрыть содержание источника и сокращают объем рукописи. Они приводятся в конце работы – в приложениях, на которые в тексте имеется ссылка.

Пир написании курсовой следует избегать длинных, запутанных предложений, общих фраз, повторений, лишних слов и словосочетаний, затрудняющих чтение и восприятие текста.

Необходимо строго соблюдать единообразие терминов, обозначений, условных сокращений и символов.

Надо избегать частого повторения слов, употребления одинаковых словосочетаний и оборотов. Не следует также допускать двойного упоминания понятий в одной фразе.

Изложение должно быть цельным и логичным.

Текст делится на абзацы, т.е. на части, которые начинаются с красной строки. Критерием такого деления служит смысл написанного, т.е. самостоятельное суждение о чем-либо.

Работа должна быть написана аккуратно и соответствовать правилам грамматики и стилистики. Не допускается произвольное сокращение слов, за исключением общепринятых аббревиатур и сокращений.

Стиль изложения материала в курсовой работе должен быть научным, характеризующимся использованием специальной терминологии, точ­ностью и однозначностью выражений. Важной чертой научного стиля является последовательное отстаивание принятой автором теоретической позиции, логичность изложения, объективность всех суждений и оценок, аргументированность выводов и положений. Как правило, эмоциональные моменты, личные пристрастия в научном тексте не допускаются. Свое мнение может быть высказано от первого лица множественного числа, например, «по нашему мнению», «мы полагаем» и т.п.

В рукописи рекомендуется избегать повторений (тавтологии), растянутых фраз с нагромождением придаточных предложений и вводных слов. Писать желательно краткими и ясными для понимания предложениями.

Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. Не допускается механическое списывание материала из первоисточников, а также цитирование без прямых ссылок па автора или источник. Вместе с тем, не рекомендуется перегружать работу цитатами. К цитированию, как правило, прибегают лишь в том случае, если заимствуется чужая мысль либо свои суждения подкрепляются ссылкой на других авторов. Или высказывается несогласие с их точкой зрения.

Изложение должно включать критическую оценку точек зрения, высказанных в литературе по рассматриваемому вопросу, а также собственные оценки, комментарии, выводы, аргументы и предложения.

Текст работы пишется полностью либо по частям (по отдельным вопросам плана) сначала в черновом варианте. Затем написанное правится, т.е. делаются вставки, удаляются повторения, избыточные слова и фразы, заменяются неудачно примененные части речи и обороты, сверяются цитаты и ссылки на источники.

После редактирования текст перепечатывается набело с соблюдением правил оформления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: