Социология: методические указания для студентов
Нижний Тагил
УДК. 140. 8
Составитель: Н. Ю. Игнатова
Научный редактор: к.и.н., доцент Докучаев С.В.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ «СОЦИОЛОГИЯ»/ Н.Ю. Игнатова. Нижний Тагил: НТИ УрФУ, 2014. с. 24
Методические указания предназначены для студентов всех специальностей и содержат планы семинарских занятий по вышеуказанному курсу, В приложении даны некоторые рекомендации по проведению социологического исследования.
Подготовлено кафедрой гуманитарного образования.
© Нижнетагильский технологический институт (филиал) Уральского федерального Университета им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2014.
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
К числу наиболее актуальных проблем современности относится познание и преобразование общества. Целью настоящего курса является формирование у студентов теоретических представлений о закономерностях становления, функционирования и развития общества, способности правильно анализировать и точно оценивать сложные процессы социальной действительности, выработка навыков уверенного ориентирования в системе жизненных ценностей и практических умений использования социологической информации в профессиональной деятельности; способности критически мыслить, анализировать сложные социальные проблемы; способности к самосовершенствованию.
|
|
Дисциплина «Социология» относится к вариативной части гуманитарного, социального-экономического цикла Федерального государственного образовательного стандарта по всем направлениям подготовки и специальностям в Нижнетагильском технологическом институте Уральского федерального университета.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
1. основные этапы культурно-исторического развития общества, механизмы и формы социальных явлений;
2. основные социальные институты, обеспечивающие воспроизводство общественных отношений;
3. социологическое понимание личности как субъекта социального действия и социальных взаимодействий;
4. понятие социального контроля и социализации, межличностных отношений в группах;
5. социально-исторические типы социального неравенства и стратификации, основных проблем стратификации российского общества, взаимоотношений социальных групп, слоев, общностей, этносов.
Уметь:
1. анализировать этапы социального развития общества;
2. определять свое место в социальной структуре общества;
3. решать возникающие ролевые и межличностные конфликты;
Владеть:
1. навыком публичного выступления и ведения дискуссии;
2. навыком работы с информацией из различных источников;
|
|
3. навыком сбора и обработки первичной информации; навыком обобщения и предоставления результатов исследования.
В преподавании курса «Социология» используются такие технологии как учебная дискуссия и метод проектов.Учебная дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или рефератов по предложенной тематике. Метод проектов – это комплексный метод обучения, результатом которого является создание образовательного результата в форме виртуального продукта. В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения (самостоятельная работа при проведении собственного теоретического или конкретного социологического исследования, работа группы студентов в рамках виртуального образовательного сообщества).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел I. Социология как наука
Тема 1. Социология как наука
Объект и предмет социологии. Специфика социологии и ее отличие от других наук об обществе. Макро- и микросоциология. Отраслевые социологии. Методы социологии. Социологическое исследование. История становления и развития социологии. Современная западная социология. Прикладная социология в России.
Тема 2. Общество как система
Общество как система. Социальное взаимодействие. Характер социальных связей. Субъекты, содержание и механизмы регуляции социального взаимодействия. Социальный контроль. Девиантное поведение. Функциональные теории общества О. Конта и Г. Спенсера. Современный структурный функционализм Т. Парсонса. Нормативно-ценностная модель общества Э. Дюркгейма. Теории социального конфликта: К. Маркс и Р. Дарендорф. Типы и формы обществ. Традиционное и современное общество.
Динамика общественных отношений. Теоретические концепции социальных изменений: социальная эволюция, социальная революция, концепция культурно-исторических типов, циклические теории.
Тема 3. Методология и методы социологических исследований
Методы социологии. Специфика социологического исследования. Социологическое исследование как важнейший источник социальной информации. Процедура и инструментарий социологического исследования. Социальные факты. Программа социологического исследования, ее структура. Объект исследования. Проблема, цели, задачи, основные понятия и гипотезы исследования. Интерпретация основных понятий исследования. Виды и типы социологических исследований. Основные методы социологических исследований: опросы (анкетный опрос, интервью), анализ документальных материалов, наблюдение, социометрия, тестирование, деловые игры, социальный эксперимент. Выборочное исследование, виды и типы выборки.
Анализ документов и его методы. Сущность контент-анализа. Документы как важный источник социологической информации. Оценка предварительной пригодности документов (критика источника).
Раздел II. Социальная структура
Тема 4. Социализация личности
Социально-типичное и индивидуальное в жизни личности. Социальная среда и личность. Биологическое и социальное. Адаптация личности. Воспитание личности. Агенты социализации. Проблема развития личности в различных теориях: теории З. Фрейда, Ж. Пиаже, Л. Колберга, Э. Эриксона.
Социализация как процесс присвоения социальных норм. Норма и отклонение от нормы. Профессиональная социализация. Основные стадии социализации. Социализация в детстве, юности, зрелом возрасте, старости. Особенности социализации в современном обществе. Социальные ориентации личности. Типологии личности.
Тема 5. Социальная структура
Понятие социальной структуры. Элементы социальной структуры: институты, организации, группы. Понятие, виды и функции социальных институтов. Социальный институт как совокупность социальных ролей. Виды и функции социальных институтов. Понятие и виды социальных организаций. Признаки социальных организаций (совместная деятельность, общие цели, разделение труда, иерархия отношений, наличие общих норм). Понятие и виды социальных групп.
|
|
Социальная структура как совокупность социальных ролей. Понятие и виды социальных статусов. Понятие и виды социальных ролей. Описание социальной роли через подход Т. Парсонса. Ролевой конфликт. Причины ролевых конфликтов. Преодоления ролевых конфликтов.
Тема 6. Социальная стратификация и социальная мобильность
Социальная стратификация. Критерии социальной стратификации. Многообразие социальных различий. Социальный портрет общества. Особенности социальной стратификации современного российского общества. Средний слой в России. Проблема среднего класса. Маргинальность как социологическая характеристика общества.
Социальная мобильность. П.А.Сорокин о «вертикальной» и «горизонтальной» мобильности. Механизмы отбора и распределения индивидов по социальным стратам, факторы социальной мобильности.