Тема 7. Социология семьи
Современная трактовка понятий «брак», «семья», «домохозяйство». Типичные нормы традиционной и современной семьи. Основные функции семьи в современном обществе. Специфические проблемы современной семьи как социального института, как малой группы, как особой сферы жизнедеятельности. Фоновые проблемы семьи, характерные для современных российских условий. Основные показатели трансформации брачно-семейных отношений в России. Противоборствующие концепции «кризиса семьи» и «эволюции семьи».
Тема 8. Этносоциология
Объект и предмет этносоциолгии. Народ, этнос, нация. Дискуссии вокруг понимания этничности. Цивилизация и этнос. Этничность и цивилизационные процессы.
Этническая идентичность в иерархии социальных идентичностей. Основные компоненты этнической идентичности. Уровни этнического самосознания. Национальные движения: факторы формирования, мотивация, стадии. Национальные интересы и национальные проблемы глобализирующегося мира.
|
|
П р и м е р н ы й п е р е ч е н ь в о п р о с о в к з а ч е т у п о к у р с у
1. Объект и предмет социологии.
2. Структура социологии и социологического знания.
3. Методы социологии.
4. Социология Э. Дюркгейма.
5. Социология К. Маркса.
6. «Понимающая» социология Г. Зиммеля и М. Вебера.
7. Функциональные теории общества (О. Конт, Г. Спенсер, Т. Парсонс).
8. Общество как система.
9. Социальная структура общества.
10. Статус, роль, группа.
11. Сравнительный анализ социально-классовой структуры развитых стран и современной России.
12. Социальная мобильность.
13. Социальный портрет российского среднего класса.
14. Миграция. Современные формы и проблемы миграции.
15. Проблемы маргинализации общества. «Новые маргиналы» России.
16. Характеристика проблемы бедности в России.
17. Социальные институты и их роль в обществе.
18. Социализация личности: сущность, формы, агенты.
19. Теории развития личности.
20. Социальный контроль.
21. Социология малых групп.
22. Социология личности.
23. Социология семьи и брака.
24. Социология образования.
25. Социология религии.
26. Социология политики.
27. Этносоциология.
28. Социологическое исследование как способ изучения общественного мнения.
29. Использование результатов социологических исследований в профессиональной деятельности инженера (экономиста).
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Практические и семинарские занятия являются одним из важнейших видов учебных занятий. Они способствуют максимально эффективному закреплению изучаемого материала на основе углубленной самостоятельной работы студентов в процессе подготовки к занятиям, а также активного участия в самих занятиях. Практические занятия по социологии предполагают самостоятельную работу студентов, прежде всего, с материалами, опубликованными в специальной периодике (в журнале «Социологические исследования», а также в других научных изданиях).
|
|
На семинарах студенты, опираясь на изученные материалы, выступают с сообщениями по плану либо (по выбору) защищают групповые исследовательские проекты, подготовленные в виртуальном образовательном сообществе, участвуют в общей дискуссии, сопоставляя самые разнообразные мнения и суждения специалистов, высказывают собственные взгляды по наиболее важным, существенным положениям соответствующих разделов изучаемого курса. В соответствии с проблематикой возможны самые различные виды семинарских занятий. Однако в конечном итоге, каждое из них предполагает постоянную активность всех участников дискуссии, аналитический подход к изучаемому материалу, выделение в нем главного, основного, формулирование выводов и т.д.
При подготовке к семинару рекомендуется вести конспект, специально отмечая в нем те положения, с которыми в первую очередь намерен выступить участник общей дискуссии или докладчики. Во время семинара важна корректная постановка обсуждаемых вопросов, сопровождаемая высокой активностью участников дискуссии.