Эмоциональный потенциал архетипов

В сознании каждого современного человека, помимо сугубо рациональных струк­тур, содержится также слой «индивидуального бессознательного». Его составля­ют забытые впечатления жизни, вытесненные из активной памяти страхи, вновь погрузившиеся в подсознание сновидения и т. п. Крупнейший швейцарский уче­ный К. Г. Юнг показал также, что на еще более глубоком уровне психика любого


110 Глава 5. Мифопоэтика средового восприятия

человека сохраняет структуры, общие для целого человеческого сообщества, объе­диненного общим культурным пространством, — структуры «коллективного бес­сознательного».

Наличием таких психических структур объясняется отмечаемая у большой группы людей общность представлений о том, что недопустимо, а что при­ветствуется, что стыдно, а что является благородным поступком. Оказалось, что дело не сводится к социально обусловленным реакциям, зависящим от воспитания отдельной личности, по вся система интеллектуально-духовных и нравственных ценностей закреплена на таком глубочайшем уровне, что никакое «перевоспитание» не способно изменить ее значений. Попытки же пересилить бессознательные установки психики способны привести лишь к тяжким для здоровья последствиям.

«Коллективное бессознательное», этот доличностный, доиндивидуальный слой психики, определяет его носителя как принадлежащего определенной культуре и активно присутствует в психике современного человека, знакомого с филосо­фией и наукой, руководит его эмоциями, реакциями, а часто и его поведением. «Глубинные "слои" психэ теряют свою индивидуальность по мере того, как отсту­пают все дальше в темноту» [цит. по 63, с. 463], что и позволяет находить в них инварианты средового восприятия, средового поведения. «Коллективное бессоз­нательное —...это потребность в деятельности, не имеющая сознательной моти­вации, но ощущаемая как необходимость....(В этом глубинном слое психэ мы на­ходим также архетипы)» [там же, с. 462].

Сам по себе архетип — еще не образ, а лишь потенциальная возможность этому образу оформиться в соответствии с изначально заданной в сознании «кристал­лической решеткой». Однако по мере того, как такие образы и представления оформляются, восприятие их сопровождается, по утверждению К. Г. Юнга, нео­бычайно оживленными эмоциональными тонами, они способны впечатлять, вну­шать, увлекать. Подобно тому, как насыщенный раствор какого-либо вещества порождает кристалл лишь определенной конфигурации, так же и образ форми­руется в нашем сознании по законам содержащихся в нем архетипов. Но для окончательного оформления этих образов, для выхода их на поверхность созна­ния необходим «насыщенный раствор» жизненных впечатлений, предоставля­ющих образному мышлению свой материал. К. Г. Юнг показал, что все перечис­ленные ниже явления имеют под собой одну и ту же природу, один исконно образный символический язык человеческого воображения:

■ дошедший до нас архаический миф;

творческая фантазия современного художника;

■ совершенно бессознательное фантазирование в сновидениях;

■ метафорическое поэтическое высказывание.

«Понятие архетипа... вытекает из многократных наблюдений, в частности, над мифами и волшебными сказками, которые содержат устойчивые мотивы, обнаруживающие себя всегда и повсюду. Те же мотивы мы встречаем в фантазиях, снах, бредах и галлюцинациях современного человека. Эти об­разы и ассоциации я называю архетипическими идеями. Их свойства прояв­ляются тем отчетливее, чем более окрашены они в чувственные тона... Они производят впечатления, оказывают влияние, они заманчивы» [там же, с. 459).


Мифологемы средового восприятия 111

Эмоционально-чувственная вовлеченность человека в «средовое» переживание определяется бессознательно присутствующими в нем «архетипическими идеями». Выявление их конкретного содержания весьма существенно для дизайна среды, поскольку обращение к глубинным структурам восприятия адресата вызывает в нем непосредственную реакцию высокого эмоционального накала. Впечатления, резонирующие с этими психическими структурами, обладают силой внушения, суг­гестией, сопровождающейся отключением аналитического фильтра. Дизайнер, сле­дующий средовому подходу, задумывая будущий объект, моделирует прежде всего «средовую атмосферу», которую намеривается создать проектными средствами. Он намеренно и направленно формирует эмоционально-психическое состояние, ко­торое предметно-пространственная среда должна будет вызвать у погруженного в нее субъекта. Имея представление об особенностях средового восприятия, об от­личии его от преимущественно рационального, критического, на которое привыч­но ориентировано традиционное проектирование, дизайнер может запланировать и задать в проекте содержание и силу такого воздействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: