Целью практики студентов-магистрантов на предприятиях (организациях, фирмах) вне зависимости от их размеров, организационно-правовых форм и отраслей является закрепление полученных в вузе теоретических знаний в области экономики, организации, управления и планирования производства; приобретение практических навыков и опыта экономической работы в реальном секторе экономики.
Задачами практики выступают:
- изучение истории формирования и развития предприятия (организации);
- исследование организационной структуры и основных технико-экономических показателей предприятия;
- описание внешней среды предприятия (поставщики – посредники – клиентура – конкуренты);
- выявление основных проблем функционирования предприятия;
- предложение мероприятий по совершенствованию деятельности исследуемого предприятия.
Объекты исследования: производственная сфера, отрасли сферы услуг: образование, здравоохранение, юридические, социальные, транспортные, информационные, банковские, страховые, консультационные, рекреационные (спорт, туризм), бытовые и др.
Программа практики включает в себя следующие разделы:
1. Общая характеристика предприятия (организации):
- краткая историческая справка; организационно-правовая форма; учредительные документы;
- организационная структура предприятия (структура управления, производственная структура, общая структура);
- специализация предприятия: виды выпускаемой продукции; значение и место предприятия в экономике отрасли, региона, страны; маркетинговые стратегии; основные поставщики и покупатели.
2. Ресурсный потенциал предприятия (организации):
- материально-техническая база: характеристика, использование, динамика;
- персонал предприятия: наличие, профессиональный состав, квалификация, движение, показатели использования, оплата труда;
- оборотные средства: наличие и использование.
3. Результаты деятельности предприятия (организации):
- издержки: формирование, структура, основные показатели в динамике в целом по предприятию и по отдельным видам выпускаемой продукции;
- прибыль: формирование, структура, основные показатели в динамике в целом по предприятию и по отдельным видам выпускаемой продукции; использование прибыли, налогообложение прибыли;
- баланс: анализ структуры баланса, оценка финансовой устойчивости предприятия.
4. Стратегическое планирование на предприятии (организации):
- формирование идеи бизнеса, выбор миссии;
- цели фирмы, выбор стратегии;
- оценка конкурентных преимуществ.
5. Финансовое планирование и бюджетирование.
6. Инновации и инвестирование на предприятии (организации): направления, источники, оценка эффективности.
Отчет состоит из следующих разделов:
1. Краткая историческая справка.
2. Организационная структура предприятия.
3. Характеристика производственной деятельности.
4. Технико-экономические показатели за последние 3 года.
5. Отношение внешней среды (поставщики – посредники – клиентура – конкуренты).
6. Оценка положения предприятия на рынке (анализ).
7. Тема углубленной проработки.
Примерный график прохождения практики
1. Ознакомление с базой практики, структурными подразделениями – 1 день.
2. Выполнение предусмотренных планом разделов программы практики – 8 дней.
3. Сбор материала по теме углубленной разработки – 3 дня.
4. Оформление отчета по практике – 2 дня.