Перед большинством молодых специалистов необходимость соблюдения этических правил возникает тогда, когда они сталкиваются с какой-то новой проблемой, решение которой основано на применении понятий «хорошо» и «плохо». Рассмотрим несколько подобных ситуаций.
Этика как экономический личностный интерес. Рассмотрим ситуацию. Когда молодой специалист, работающий в фирме, производящей высокотехнологичную продукцию, получил предложение занять более высокую должность в конкурирующей организации, то его работодатель сделал попытку сохранить его на занимаемой должности. Беседуя с этим специалистом, его начальник сделал упор на морально-этические аспекты этой проблемы: надо уважать интересы фирмы, где его поставили на ноги, несмотря на связанные с этим затраты. Ответ молодого человека был: «Лояльность и этика имеют свою цену, и, как я полагаю, новый руководитель заплатит мне эту сумму».
Легко критиковать этого молодого специалиста за избранный им лексикон и своеобразную этику, но он выразил сущность свободного рынка труда. Разве не так сегодня поступают спортивные менеджеры, покупая и продавая профессиональных футболистов? Дефицитные ресурсы, которыми являются эти специалисты, должны перетекать к покупателю, который, с одной стороны, может за них заплатить полную стоимость, а с другой — будет их использовать наилучшим образом. К тому же следует учитывать и временный характер этих ресурсов (состояние здоровья, старение полученных знаний и т.д.).
|
|
Согласно такой этике только соответствие требованиям нынешнего начальника создает для работника возможность поддерживать выгодную цену на свою индивидуальную рабочую силу. Не все разделяют такое понимание сути рынка труда. Способность платить может лишь отражать интерес владельца свободных средств, а не желание владельца ресурса его продать, а также стремление или нежелание самого специалиста быть проданным. Большинство может не видеть тесной связи между «этикой», возможностью получать прибыль и личным интересом.
полностью уничтожить компанию.
Этика, как правило принятого поведения. Безусловно, общество формирует ряд правил, определяющих поведение его членов. Такие правила могут базироваться на религии (библейские заповеди), на господствующей идеологии (пресловутый «кодекс строителей коммунизма»), на национальных обычаях (отношение к гостю на Кавказе), на кастовых или групповых правилах («кодекс чести джентельмена» в Англии) и т. п. Однако эти правила присущи поведению лишь части всего общества — иногда большей, иногда меньшей. Кроме того, они часто противоречат как друг другу, так и общепринятым нормам поведения (например, запрет на курение у староверов и широкое распространение табака среди остального населения). Нет никакого инструментария, заставляющего распространить эти нормы в принудительном порядке на все население. Подобные попытки кончаются провалом, например развал режима талибов в Афганистане.
|
|
Однако существуют некие устоявшиеся или общепринятые поведенческие стереотипы, хотя они не все обязательно являются правильными или глубокоэтичными. Выражение «все так делают» еще сегодня узаконивает тот или иной способ действия. Среди менеджеров и политиков существует точка зрения, что если большинство людей предпочитает определенный способ деятельности, значит, он нормален независимо от того, что говорят эксперты. Молодой специалист, выбирая собственную линию поведения в организации, может опираться на то, как ведет себя его руководитель, каковы порядки и обычаи в организации в целом, или даже шире — в отрасли или регионе, но не на универсальные правила, единые в обществе (за исключением правил, закрепленных законодательно).
Каждый молодой специалист испытывает давление со стороны окружающих и их поведения как доминанты для своего собственного. Как показывают исследования, результат парадоксален: большинство молодых специалистов соглашаются, что поведение окружающих не соответствует лучшим критериям и не может служить примером при оценке их собственного поведения. Но в то же время они подчеркивают, что поведение их руководителя и окружающих является причиной того, что сами они поступают не всегда этично. Вывод прост: поведение высшего управленческого персонала должно быть этичным и соответствующим действующим законам, ибо оно является примером для менеджеров среднего и нижнего уровня и всех работников организации.
Недопущение цинизма в суждениях. Молодой специалист, стремящийся быть этичным, должен делать для людей и общества больше, чем ему диктует собственный экономический интерес, больше, чем определяют рамки закона, больше, чем ему диктуют национальные, религиозные, семейные принципы, больше, чем безоговорочно слушаться своего начальника. Он должен пропустить все это через фильтр своей субъективной оценки и сделать для себя выводы о том, что же является правильным. Проводя подобную оценку, этот специалист должен удержать себя от юношеского максимализма и цинизма.
Многие люди часто используют применительно к отношениям с другими людьми сравнительно более слабую мотивацию и неэтичное поведение, чем ожидают от других по отношению к себе.
Временами это может перерасти в цинизм. Так, у пришедшего на фирму молодого человека может сложиться впечатление, что в своих специальных вопросах он разбирается гораздо лучше, чем окружающие. И только со временем он понимает, что это не так. Молодой специалист проще, чем старый производственник, может пойти на финансовые приписки, использование в личных целях инструмента и имущества фирмы и т. п. Часто это делается под лозунгом «это не мое личное, и ничего плохого не будет, если я так сделаю». Иногда так поступают от недомыслия, не учитывая, как это может повлиять на карьеру. С возрастом и приобретением опыта работы с людьми это проходит. Человек начинает выказывать большую заинтересованность в результатах работы своего подразделения и организации в целом, понимая, что от этого зависит собственная репутация, доходы, карьера. Еще М.Вебер отмечал, что чем моложе человек, тем циничнее он судит о людях, чем он старше, тем больше оптимизма он высказывает относительно других.
Цинизм поощряет неэтичное поведение, опираясь, например, на такую точку зрения, как «почему другим можно, а мне нельзя?». Те молодые специалисты, которые действуют по принципу «все так делают», как правило, на практике убеждаются в обратном. Если же часть из них остается при начальных убеждениях, то это, как правило, разрушительно действует на их карьеру.
|
|
Права и обязанности специалиста и его отношение к выполняемой работе. Решая для себя вопросы лояльности к организации и этичности того, что он делает, молодой специалист начинает задумываться о том, настолько ли этичны фундаментальные ценности его работы. Такая оценка бывает весьма болезненной для молодых специалистов, ибо, приходя в организацию, они вынуждены корректировать собственные ожидания. Насколько самостоятельна их работа? Какова предоставляемая им свобода действий? Каковы возможности достижения ими поставленных целей? Каким авторитетом пользуется занимаемая ими должность? Каковы их обязанности не только перед организацией, но и перед обществом?
Результаты подобной оценки как положительные, так и отрицательные, могут оказать влияние на дальнейшую судьбу специалиста. Открытое недовольство деятельностью организации может заставить окружающих его сотрудников посчитать этого специалиста нелояльным к целям и методам организации и в дальнейшем сказаться на его карьере. Если же он смолчит о том, что ему не понравилось, и в дальнейшем будет подниматься по служебной лестнице, то на определенном этапе сможет изменить внутриорганизационные порядки. Но насколько это будет этично? Да и со временем человек притирается к внутриорганизационным порядкам, и совсем необязательно, что он будет стремиться что - то менять.
Не существует какого-либо универсального способа поведения человека в подобной ситуации. Наверное, если разница в понимании целей и методов работы организации велика, то лучше уйти с этой работы. Таким же выходом может быть и переход в другое подразделение, в другой коллектив. Если же человек, несмотря на первоначальные отрицательные оценки, решает остаться в коллективе, то его задача сводится к тому, чтобы добиться баланса между обязанностями по отношению к организации и сохранением чувства независимости в суждениях. Такой подход, с одной стороны, позволяет работнику проявить себя в организации, а с другой — стать эффективным для организации специалистом.
|
|
Контрольные вопросы по главе 1
- Как возникли и что выражают термины «этика» и «мораль»?
- Что такое «добро» и «зло»?
- Какие основные элементы входят в понятие «культура деловых отношений»?
- Как вы понимаете, что такое «профессиональная этика»?
- Сформулируйте современные этические принципы делового поведения.
- Определите главные принципы международного бизнеса. Каковы основные принципы во взаимоотношении организации с покупателями (клиентами фирмы), с владельцами (инвесторами) и с персоналом?
- Каковы общепринятые принципы этики как для организаций, так и для руководителей?
- Какими умениями должен обладать работник для полноценного профессионального и делового общения?
- Раскройте понятие «культура профессионального и делового общения» и его содержание.
- Какие этические принципы необходимо соблюдать молодому специалисту?
12.Рассмотрев различные взгляды на место этики в деловом общении, выразите свое мнение, присоединившись к одному из мнений:
· Николло Макиавелли, «освобождение политики от морали»,
· Бенджамин Франклин, «честность — лучшая политика».