Основные принципы этики деловых отношений

Принципы этики деловых отношений — обобщен­ное выражение нравственных требований, выработан­ных в моральном сознании общества, которые указы­вают на необходимое поведение участников деловых отношений.

Современная деловая этика, по мнению многих уче­ных, должна основываться на трех важнейших положе­ниях:

  • создание материальных ценностей во всем много­образии форм рассматривается как изначально важ­ный процесс;
  • прибыль и другие доходы рассматриваются как ре­зультат достижения различных общественно зна­чимых целей;
  • приоритет в разрешении проблем, возникающих в де­ловом мире, должен отдаваться интересам межлич­ностных отношений, а не производству продукции.

В работе американского социолога Л. Хосмера сфор­мулированы современные этические принципы делово­го поведения, опирающиеся на аксиомы мировой фило­софской мысли, прошедшие многовековую проверку те­орией и практикой.

Таких принципов и, соответственно, аксиом десять.

1. Никогда не делай того, что не в твоих долгосроч­ных интересах или интересах твоей компании (прин­цип основан на учении древнегреческих филосо­фов, в частности Протагора, о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и раз­личии между интересами долгосрочными и крат­косрочными).

2. Никогда не делай того, о чем нельзя было бы ска­зать, что это действительно честное, открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевиде­нию (принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях — честности, от­крытости, умеренности и т. п.).

3. Никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует формированию «чувства локтя», так как все мы работаем на одну общую цель (принцип основан на заповедях всемирных религий (св. Ав­густин), призывающих к добру и состраданию).

4. Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нор­мы общества (принцип основан на учении Т. Гоббса и Дж. Локка о роли государства как арбитра в кон­куренции между людьми за благо).

5. Никогда не делай того, что не ведет к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь (принцип основан на этике утилитаризма (практической пользе нравственного поведения), разработанной И. Бентамом и Дж. С. Миллем).

6. Никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации (принцип основан на категорическом им­перативе И. Канта, в котором декларируется знаме­нитое правило об универсальной, всеобщей норме).

7. Никогда не делай того, что ущемляет установлен­ные права других (принцип основан на взглядах Ж. Ж. Руссо и Т. Джефферсона на права личности).

8. Всегда поступай так, чтобы максимизировать при­быль в рамках закона, требований рынка и с пол­ным учетом затрат. Ибо максимальная прибыль при соблюдений этих условий свидетельствует о наи­большей эффективности производства (принцип основан на экономической теории А. Смита и уче­нии В. Парето об оптимальной сделке).

9. Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе (принцип основан на правиле распределительной справедливости Ролса).

10. Никогда не делай того, что препятствовало бы пра­ву другого человека на саморазвитие и самореали­зацию (принцип основан на теории Нозика о рас­ширении степени свободы личности, необходимой для развития общества).

Указанные принципы в той или иной степени присут­ствуют и признаются справедливыми в различных дело­вых культурах. Идеальной, хотя и весьма отдаленной целью мирового делового сообщества становится тип от­ношений, основанный на торжестве морально-этических принципов.

Одним из важнейших шагов в этом направлении мож­но считать принятую в 1994 г. в швейцарском городе Ко (Саuх) Декларацию Ко — «Принципы бизнеса». В Декларации предпринята попытка объединить основы восточной и западной деловых культур; ее инициатора­ми были руководители крупнейших национальных и транснациональных корпораций США, Западной Евро­пы и Японии.

В преамбуле «Принципов бизнеса», в частности, го­ворится: «Законы и движущие силы рынка являются необходимым, но не достаточным руководством к дей­ствию. Фундаментальными принципами являются: ответ­ственность за проводимую политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства и инте­ресов тех, кто участвует в бизнесе. Разделяемые всеми ценности, включая обязательство о содействии всеоб­щему процветанию, так же важны для мирового сооб­щества, как и для общин меньшего масштаба».

В качестве главных принципов международного биз­неса выделены следующие:

  • ответственность бизнеса: от блага акционеров к благу его ключевых партнеров;
  • экономическое и социальное влияние бизнеса: к про­грессу, справедливости и мировому сообществу;
  • этика бизнеса: от буквы закона к духу доверия;
  • уважение правовых норм;
  • поддержка многосторонних торговых отношений;
  • забота об окружающей среде;
  • отказ от противозаконных действий.

Указанные принципы определяют характер взаимо­отношений между макросубъектами социальной и эко­номической структуры общества — организациями, го­сударством, обществом в целом. Макроуровневый под­ход особенно значим для экономик переходного перио­да, в которых происходит трансформация основных экономических институтов.

Несоблюдение этических принципов на макроуровне, как правило, приводит к бесполезной трате усилий на решение частных этических проблем на уровне трудо­вого коллектива.

В Декларации Ко предложены также ключевые прин­ципы взаимоотношений на микроуровне, т. е. организа­ции с покупателями, владельцами (инвесторами), пер­соналом, поставщиками, конкурентами.

Так, во взаимоотношениях организации с покупате­лями ключевыми должны стать следующие принципы:

  • обеспечивать своих клиентов товарами и услугами высшего качества в соответствии с их требованиями;
  • обходиться с ними честно во всех аспектах своей коммерческой деятельности, обеспечивая высокий уровень обслуживания для удовлетворения их по­требностей;
  • принимать необходимые усилия для гарантии того, что товары и услуги будут поддерживать или улуч­шать здоровье и безопасность клиентов, а также состояние окружающей среды;
  • гарантировать уважение человеческого достоинства в предлагаемых товарах, маркетинге и рекламе; уважать целостность культуры клиентов.

Отношения организации с владельцами (инвесторами) должны строиться на следующих принципах:

  • обеспечивать профессиональный и тщательный ме­неджмент для гарантирования справедливой и кон­курентоспособной прибыли на капитал владельцев и инвесторов;
  • обеспечивать владельцам и инвесторам открытый доступ к информации, ограниченный только рам­ками закона и условиями конкуренции;
  • сохранять, защищать и приумножать активы вла­дельцев и инвесторов;
  • с вниманием относиться к их требованиям, пред­ложениям, резолюциям.

Отношения организации с персоналом рекомендуется строить на следующих принципах:

  • обеспечивать работников работой и заработной пла­той, которые повышают их уровень жизни;
  • создавать условия труда для работников, не нано­сящие ущерба их здоровью и человеческому дос­тоинству;
  • быть честным в общении со своими работниками и обеспечивать им открытый доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции;
  • прислушиваться и по возможности реагировать на предложения работников;
  • в случае возникновения конфликтов участвовать в открытых переговорах с трудовым коллективом;
  • избегать дискриминационной политики и гаранти­ровать персоналу равные права и возможности не­зависимо от пола, возраста, расовой принадлеж­ности и религиозных убеждений;
  • стимулировать в рамках своего бизнеса использо­вание труда работников с различным профессио­нальным уровнем на тех участках, где они могут принести наибольшую пользу;
  • обеспечивать охрану труда во избежание несчаст­ных случаев и профессиональных заболеваний;
  • поощрять работников и помогать им в развитии необходимых навыков и умений, внимательно отно­ситься к серьезным проблемам занятости, часто связанным с принятием решений в бизнесе, а так­же сотрудничать с правительственными органами, трудовыми объединениями, другими службами и друг с другом по вопросам размещения рабочей силы.

Общепринятыми этическими принципами как для орга­низаций, так и для отдельных руководителей считаются также следующие:

  • «золотое правило менеджера» — в рамках служеб­ного положения никогда не допускать по отноше­нию к своим подчиненным, к руководству, к кли­ентам и другим таких поступков, каких бы не же­лали видеть по отношению к себе;
  • авансирование доверием (в коллективе создаются благоприятные условия для принятия решений и их выполнения, когда каждому человеку оказыва­ется максимальное доверие — его потенциалу, квалификации, чувству ответственности);
  • право на свободу служебного поведения, поступ­ков, действий менеджера или рядового сотрудни­ка организации не только в рамках законодатель­ства, но и в пределах, не нарушающих свободу других менеджеров или рядовых сотрудников (сво­бода, не ограничивающая свободу других);
  • справедливость во владении/приобретении полно­мочий, ответственности, права распоряжаться ре­сурсами различных видов, в определении сроков выполнения работы и т. п. (в той степени и до тех границ, пока эти полномочия, права и обязанности не касаются, не задевают, не ослабляют прав, ответственности, полномочий других менеджеров, не выходят за рамки организации);
  • справедливость при передаче средств и ресурсов, а также прав, привилегий и льгот (этичным счита­ется добровольная передача менеджером всего пе­речисленного, неэтичным — грубый нажим по от­ношению к сотруднику, требования нарушить нор­мы универсальной этики или закона);
  • максимум прогресса (действия менеджера или орга­низации в целом этичны, если они способствуют развитию организации или отдельных ее частей, не нарушая при этом существующих этических норм);
  • терпимое отношение менеджера к моральным ус­тоям, укоренившимся в менеджменте других стран и регионов;
  • разумное сочетание индивидуального и коллективно­го начал в работе менеджера, в принятии решений;
  • постоянство воздействия, поскольку обеспечение соблюдения этических норм в основном базируется на использовании социально-психологических ме­тодов, требующих, как правило, длительного при­менения для получения нужного результата.

Общие этические принципы деловых отношений должны быть использованы для выработки любой организа­цией и руководителями собственных этических систем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: