Деловой этикет в деятельности туристического предприятия

Деловой этикет — важнейшая сторона профессионального поведения делового человека, предпринимателя, а знание этикета оказывается необходимым профессиональным качеством, требующим постоянного усвоения, повторения и совершенствования. Деловой этикет регламентируетповедение людей, связанное с выполнением ими служебных обязанностей, и является важнейшей стороной морального поведения делового человека.

Особенностью этикета является сочетание формальных правил по­дведения в заранее определенных ситуациях с пониманием их значе­ния для развития и духовного обогащения отношений между людьми.

Практика показывает, что в деловых отношениях мелочей не бывает. А бизнес во многом строится на экономико-этической основе. Недопустимо нарушать общепринятые правила предпринимательства и коммерции. Деловой риск ничего не имеет общего с риском пере­ступать закон. Порядочность — визитная карточка предпринимателя, а знание этикета — пропуск в деловой мир.

Не секрет, что многие выгодные сделки оказывались под угрозой срыва из-за незнания новоиспеченными российскими бизнесменами правил делового этикета, этики и отсутствия должной культуры поведения. Правила делового этикета, установленные для отдельных ситуа­ций и разных социальных групп, диктуют последовательность дей­ствий вплоть до ритуальных мелочей и выработаны человечеством для того, чтобы избегать лишних конфликтов и находить взаимопо­нимание для выживания и комфортного существования.

«Правильное» поведение социально одобряемо и гарантирует че­ловеку принятие его окружающими людьми и оказание ему помощи и поддержки. «Неправильное» поведение общество карает равноду­шием, изоляцией, отказом от помощи, презрением и насмешками, вплоть до более жестких мер.

Практическое же значение делового этикета, как внешней формы проявления морали в служебных отношениях состоит в том, что от­крывается возможность без особых усилий использовать уже готовые формы общепринятой вежливости для общения с различными груп­пами людей и на различных уровнях. Этикет — это всегда диалог, требующий «обратной связи» в той или иной форме. Характерно, что роль этикета увеличивается по мере повышения социального уровня общающихся сторон. Подробность этикета достигает наибольшей глу­бины на международном уровне. Понятно, что обиды и непонимание на таком уровне могут быть причиной серьезных, вплоть до геополи­тических, столкновений.

Нельзя не вспомнить при этом мудрые слова Л.Н. Толстого: Человечеству только кажется, что оно занимается торговлей, вой­нами, искусствами, политикой и т.п. На самом деле единственное, что оно делает, оно уясняет себе нравственные законы, по которым оно живет.

Известно, что только 10—15% российских предпринимателей до­биваются успеха, осваивая цивилизованный рынок. На удачу могут рассчитывать лишь те, кто изучает людей, знает их нужды и интере­сы, стремится завоевать их доверие, умеет раскрывать их интеллекту­альный потенциал, кто совестлив и порядочен, и идет по пути непре­рывного духовного и профессионального совершенствования. На про­тяжении многих лет у нас в стране слово предприниматель употреб­лялось только в ироничном, а то и ругательном смысле. На самом деле, в условиях рыночных отношений предприниматель — лицо, организовавшее какое-либо предприятие с целью получения прибы­ли — становится одной опор общества, так как это люди, создающие рабочие места. Предприниматель — это лидер, реализующий не только собственные замыслы, но и замыслы других, настойчивый, непокорный судьбе человек. И, наконец, предприниматель должен уделять самое серьезное внимание этике бизнеса — таково мнение многих специалистов успешно действующих фирм.

Этикет — явление историческое, и потому правила поведения людей изменяются вместе с динамикой условий жизни общества и конкретной социальной среды. Этикет всегда выполнял определенные социальные функции, подчеркивал статусное и имущественное поло­жение людей, но по мере роста образования, культуры одни правила поведения сменялись другими. И по сути сегодня правила этикета во многом являются всеобщими.

Составляющими этикета являются: привлекательный имидж (об­раз), культура речи, изящные манеры, умение управлять своими от­рицательными эмоциями (что свидетельствует о хорошем воспита­нии), внимательность, предупредительность.

Современный деловой этикет регламентирует поведение людей ша службе, в общественных местах и на улице, а также на официаль­ных мероприятиях — приемах, беседах, церемониях, переговорах.

В основе правил Делового этикета лежат следующие основные принципы:

  • к любому человеку, с которым имеешь дело в бизнесе, следует относиться с одинаковой учтивостью и уважением;
  • правила этикетного поведения одинаковы для мужчин и женщин.

Интернационализация экономики, ее глобализация, превращение в единую взаимосвязанную систему хозяйствования предъявляют к отечественным предпринимателям требование считаться с правила­ми этикета не только своей, но и других стран.

Итак, знание делового этикета, его основных принципов и правил, общая культура личности, выбор правильной модели поведения — основа предпринимательского успеха.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: