double arrow

Поведение в театре, музее

При посещении театра, кино, концерта принято следовать обыч­ным правилам поведения в общественных местах. Однако суще­ствуют и специальные нормы поведения в зрелищных заведениях.

Прежде всего — выбор одежды. В кинотеатре верхнюю одежду обычно не снимают. В теплое время года сюда приходят в повсед­невной одежде, а на премьеру можно надеть нарядное платье или костюм. Для мужчины подойдет темный костюм с белой рубаш­кой и галстуком, для женщины — выходное платье. Идя в театр или на концерт, одеваются скромнее, чем на бал или в гости. В обстановке спектакля или концерта открытое шуршащее платье с множеством украшений выглядит вычурно и нелепо. С другой стороны, трудно понять тех, кто приходит в театр в спортив­ной одежде, свитере и джинсах, теплых меховых ботинках и т.п. Все это в равной мере относится и к посещению музея, выставки, клуба. Классическая одежда для мужчины — темный костюм, свет­лая рубашка, галстук; для женщины — нарядное платье или дело­вой костюм, но украшенный, например, брошью, красиво повя­занным шарфиком (у каждой женщины свой секрет), и обяза­тельно прическа, тонкие чулки, выходные туфли (их можно взять с собой). Костюм даже предпочтительнее, если женщина идет в театр после работы; в этом случае ей не придется весь день сидеть в конторе в вечернем туалете.

Прийти в театр в джинсах — это неуважение не только к акте­рам, но и к другим зрителям. Исключением можно считать посе­щение модных подвальных театров с нарочито аскетической об­становкой — без занавеса, декораций и прочих атрибутов. Франт в нарядном костюме будет нелепо выглядеть, например, на кон­церте рок-музыки, так как масса зрителей одета здесь гораздо де­мократичнее.

Собираясь в театр, следует избегать крепких духов, одеколона, а если костюм пахнет нафталином, его надо хорошо проветрить.

В театр всегда приходят вовремя. Не следует подражать тем, кто считает хорошим тоном немного опоздать, кого интересует не столько спектакль, сколько возможность прошествовать через полный зал, щеголяя своими нарядами. Приходить в театр полага­ется за 10—15 мин до начала спектакля, чтобы, не торопясь, раз­деться, купить программу, найти свое место.

Вряд ли нужно женщине находиться в зрительном зале в шля­пе, ведь она будет мешать сидящим сзади смотреть спектакль. Шляпу лучше оставить в гардеробе. Головной убор в театре пола­гается снимать, в том числе и женщинам.

В гардеробе мужчина помогает женщине снять пальто или дру­гую верхнюю одежду, сдать ее и получить номерки. Допускается, что молодой мужчина помогает раздеться пожилому, а молодая женщина — своей пожилой спутнице. Переобуться в холодное время года женщине удобнее в туалетной комнате, а поправить причес­ку, воротничок, бант или другие детали туалета — у зеркала в фойе. Здесь, однако, не следует причесываться, красить губы, пудриться. Лучше всего это тоже сделать в туалетной комнате. Муж­чина, пока его спутница приводит себя в порядок, должен при­обрести программу и поджидать в стороне. Недопустимо при этом ворчать, отпуская такие реплики: «Ну что ты так долго копаешь­ся» или «Хватит причесываться, ты и так хороша».

В зрительный зал первым входит мужчина, а если семья идет с детьми, то лучше их пропустить вперед. Если места находятся в середине ряда, то желательно их скорее занять, чтобы потом не беспокоить других зрителей. Проходить по ряду к своему месту надо лицом к сидящим хотя это и не очень удобно. Повернуться к людям спиной — значит проявить к ним неуважение. Если люди уже сидят, а кто-то проходит к своим ме­стам, сидящим надо непременно встать, чтобы пропустить про­ходящих. При этом, естественно, возникают некоторые неудоб­ства. Не следует высказываться по этому поводу, делать недоволь­ный вид или сидеть, расставив ноги, и наблюдать, как проходя­щие преодолевают препятствия. Тот, кто проходит, должен изви­ниться и поблагодарить вставших.

Если точно не известно, как расположены места в зале, лучше воспользоваться услугами билетерши; об этом должен побеспоко­иться мужчина. Он же предъявляет билеты и хранит их до окончания спектакля. Добравшись до своего места, мужчине не следует сразу же садиться. Надо помочь сесть женщине: опустить сиденье. После этого можно садиться самому. Если на спектакль пришли две пары, то женщины сидят в середине, а мужчины — по обеим сторонам. В ложе рассаживаются так, чтобы впереди оказались женщины, а мужчины — во втором ряду. Вообще существует прин­цип: места, с которых лучше видно, уступают женщинам, пожи­лым людям, детям.

Если в театре неожиданно произошла встреча двух подружек, не видевшихся долгое время, им не следует громко здороваться, перекидываться репликами, выходить из рада и т.п. Лучше поме­няться местами, но предложить свое место можно только в том случае, если оно равноценное или лучше того, куда вы хотите пересесть.

Если молодой человек видит, что его дама занимает плохое место, а он — хорошее, он должен предложить ей свое.

Занимая свое место, не принято хлопать сиденьем, делать это нужно бесшумно, придерживая его рукой. В ожидании спектакля или концерта зрительный зал в бинокль не рассматривают. Су­мочки, бинокли и другие предметы и аксессуары на барьеры лож, балконов не кладут, поскольку они во время представления могут упасть на пол. К тому же нарушается эстетика театрального или концертного зала.

Увидев знакомых в других радах, им не машут руками, а при­ветствуют легким поклоном. Ни перед началом, ни во время пред­ставления стараются ничего не есть, не шуршать обертками конфет.

Не принято, ожидая спектакль, спрашивать у соседа фамилии актеров или просить у него программу в тот момент, когда он сам с ней знакомится. Разумеется, это не значит, что попросить про­грамму возбраняется, но буквально на несколько минут. Со сло­вами благодарности ее нужно быстро вернуть.

Лучше приобрести собственную программу. Ее можно часто перечитывать, но ни в коем случае не следует использовать в ка­честве веера.

Этика поведения зрителя в театральном зале состоит прежде всего в том, чтобы соблюдать тишину во время спектакля (кроме моментов бурной реакции в ответ на смешную или остроумную реплику или ситуацию).

Не принято во время спектакля обсуждать игру актеров, их костюмы, а также декорации и прочие театральные аксессуары. Если уж приходится что-то сказать друг другу, то делать это нуж­но приглушенным голосом. К тому же замечания относительно игры актеров должны быть короткими, произносить их нужно тихо и очень редко. И уж совсем недопустимо, чтобы зритель, наблю­дая игру актеров, вслух рассуждал об актерском мастерстве, не обращаясь ни к кому из окружающих зрителей.

Возможны и другие варианты невоздержанного поведения неко­торых зрителей (рис. 1.8), что, од­нако, не должно служить поводом для возмущенных реплик их сосе­дей. В этом случае вполне уместна просьба вести себя потише.

Перед началом спектакля обыч­но звучит объявление о необходи­мости отключить во время пред­ставления или концерта свои со­товые телефоны и пейджеры. Это­му требованию должны подчинять­ся все зрители независимо от того, какая ситуация сложилась у них дома (например, дети остались одни на время посещения родите­лями театра).

Сидящим сзади доставляют не­удобство пары, склоняющие друг к другу головы, а также особы, которые шуршат конфетными обертками, шушукаются, обсужда­ют то, что происходит на сцене. Даже если очень хочется поде­литься впечатлениями, не следует делать этого до наступления антракта.

Если спектакль или концерт не нравится, можно уйти, но толь­ко в антракте, не привлекая внимания. Неприлично уходить во время действия. Во-первых, это бестактно по отношению к акте­рам, во-вторых, причиняет беспокойство другим зрителям.

Общепринято награждать артистов аплодисментами. Свое одоб­рение можно выражать не только аплодисментами, но и криком «браво!». Если исполнение того или иного произведения очень нравится, можно выкрикивать «бис», при этом нужно знать, что это слово означает «повторить». Польщенный вниманием зрите­лей, артист обычно откликается на эту просьбу. Однако подобное предрасположение артиста вовсе не означает, что публика может вести себя навязчиво и заставлять его работать сверх меры. На дра­матических спектаклях вызывать артистов на «бис» не принято. Аплодировать принято:

• после поднятия занавеса — этим зрители выражают свое вос­хищение работой художника и постановщика;

• при выходе известного артиста в знак признания его таланта;

• после каждого акта, пьесы в целом, концертного номера, отделения и всего концерта;

• на концерте джаз-оркестра после выступления солиста, ис­полнившего свою партию, даже если оркестр продолжает играть;

• певцу в начале выступления, если он поет по просьбе зрителей (эти аплодисменты непродолжительны); при исполнении никла песен — после каждой песни;

• на выступлении симфонического оркестра после исполнения всего произведения;

• в цирке — перед выходом артиста на манеж, после наиболее интересных или рискованных номеров, после окончания номера.

Если на концерт пришел новичок или дилетант в области сим­фонической музыки, ему лучше воздержаться от аплодисментов. Он может оказаться единственным, кто аплодирует, поэтому сто­ит подождать, когда начнут аплодировать другие.

Возможен и другой вариант выражения своих чувств артистам — дарить цветы. Их преподносят по окончании представления, вкла­дывая в букет или корзину записку с поздравлением, приветствием или просто свою визитку. Лучше всего передать букет работнику театра с просьбой вручить его на сцене или отнести после спектакля в гримерную артиста. Впрочем, букет иногда вручают и непосред­ственно самому артисту — во время антракта или после спектакля.

При объявлении антракта не следует сразу бежать в буфет, тем более не стоит выходить из зала до начала антракта, чтобы занять очередь. Неприятное впечатление производит тот, кто стре­мится скорее «оккупировать» столик, закусывает наспех, уплетая один бутерброд за другим. В театре в отличие от ресторана надо наслаждаться духовной пищей.

Нетактично по окончании спектакля бежать к выходу, когда актеры еще раскланиваются. В театре принято двигаться к выходу спокойно и неторопливо, а разговаривать вполголоса. Если обсто­ятельства сложились так, что действительно нужно поторопиться, последнее действие следует смотреть, пересев поближе к выходу.

Классическая манера поведения в этой ситуации — отблагода­рить актеров аплодисментами за их искусство, а затем, когда опу­стится занавес, спокойно отправиться в гардероб. Для тех, кто не любит выстаивать длинные очереди за одеждой, предлагается другой вариант — пойти в фойе на короткое время и обсудить там увиден­ное на сцене или ознакомиться с галереей портретов артистов.

Выйдя из театра, мужчина обязан проводить даму до порога ее дома или, по взаимному согласию, отужинать в ресторане, обсу­див там увиденное на сцене. В случае, если молодой человек и девушка познакомились в театре, он должен предложить ей про­водить ее после спектакля при условии, что за ней не придет никто из родителей или близких.

При посещении музеев, выставок, картинных галерей следует помнить, что в разных странах и городах существуют свои соб­ственные правила поведения. Однако есть и общие правила, кото­рые распространяются на всех посетителей независимо от стра­ны, где организована выставка или находится музей.

В музее и на выставке принято не только снимать верхнюю одежду, но и сдавать большие сумки и портфели. И хотя многим такой порядок кажется не очень удобным, особенно если «застав­ляют» надевать специальную обувь—тапочки, не следует показы­вать своего недовольства.

Во время экскурсии посетители музея слушают гида молча даже в тех случаях, когда его речь построена слишком академично и «пересыпана» малопонятными искусствоведческими терминами. В музее разрешается разговаривать, но негромко. Неэтично по­спешно высказываться о тех или иных просчетах художника, уст­раивать дискуссии возле картин, отпускать едкие замечания по поводу непонятности их концепций или сюжетов. Если на выстав­ке присутствует автор полотен, вполне прилично подойти к нему и попросить разъяснений.

Все высказывания о своих впечатлениях от увиденного лучше делать во время пауз, которые специально делает гид, или по окончании осмотра.

К посещению музея или картинной галереи можно подгото­виться заранее: изучить искусствоведческую литературу о творче­стве художников, заранее определить, каким картинам следует уделить больше внимания, а каким — меньше. Чаще всего выбира­ют творчество какого-то одного художника и изучают его по ката­логам, альбомам, критическим ста­тьям в прессе. Возможен и другой ва­риант избирательного посещения му­зея. Например, в крупном историчес­ком музее лучше всего выбрать для разового посещения какой-то один отдел, посвященный определенной теме. Для изучения этого отдела впол­не достаточно трех часов, поскольку более длительный период ознаком­ления с историческими ценностями будет малопродуктивным из-за есте­ственного ослабления восприятия ин­формации.

Правила этикета распространяют­ся и на посещение домов-музеев, где также необходимо надевать специаль­ную обувь. Экскурсантам не следует трогать экспонаты руками, подходить слишком близко, загораживая тем самым осмотр другим посетителям. Здесь, как и в других музеях, также не принято бурно выражать свой восторг или негодование от увиденного. Сдержанность как в словах, так и в жестах, не­громкий обмен мнениями будут по достоинству оценены окружа­ющими. Некоторые экспонаты могут вызвать шумные дискуссии, что, конечно же, нужно делать только по окончании осмотра, покинув музей. Высказывая свое мнение по поводу увиденного, не следует навязывать его спутникам. Вообще лучше воздержаться от категорических суждений, а, прислушавшись к отзывам других посетителей, высказаться потом и самому.

Среди других правил, относящихся к посещению музеев и кар­тинных галерей, отметим следующие:

• не рекомендуется во время осмотра экспозиции слишком близ­ко подходить к другим посетителям;

• неприлично громко разговаривать со своими спутниками, шу­меть или привлекать внимание других людей;

• не принято, будучи простуженным, посещать музей, поскольку насморк и кашель будут мешать другим посетителям;

• считается признаком дурного тона делать в книге отзывов «разгромную» запись, свидетельствующую о несовпадении точке зрения и эстетических вкусов посетителя с автором картин или других произведений искусства; запись должна быть осмысленной
и благожелательной.

Во время туристического путешествия экскурсовод обращает внимание присутствующих на исторические достопримечательно­сти, памятники архитектуры. Находясь в туристическом автобусе, не рекомендуется, услышав реплику экскурсовода, немедленно вскакивать с места и бросаться к противоположному окну, чтобы заметить тот памятник, о котором идет речь. Всегда нужно думать о том, что находящимся рядом экскурсантам можно таким обра­зом причинить дискомфорт. Лучше сделать попытку увидеть дан­ный объект со своего места.

Контрольные вопросы к главе 4

1. Сколько человек одновременно могут идти в одном ряду по тротуару?

2. Почему невежливо обсуждать внешний вид проходящих мимо людей?

3. Каковы правила приветствия на улице?

4. Как следует туристу выяснять дорогу к интересующему его объекту?

5. Каковы правила поведения мужчин на улице по отношению к женщинам?

6. Что нужно учесть при выборе одежды для посещения театра?

7. Каковы правила при подъеме по лестнице и спуске?

8. Что входит в понятие «классический костюм» для мужчин при посещении театра?

9. Каковы правила поведения в общественном транспорте, в поезде, в самолете?

10. Когда необходимо приходить в театр?

11. Как нужно вести себя в гардеробе?

12. Когда следует аплодировать?

13. Каковы правила этикета для посетителей музеев и картинных галерей?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: