В теории Кейнса весь доход распределяется на потребление и сбережение.
Под потреблением понимается та сумма денег, которая затрачивается населением на приобретение определенных благ и услуг, используемых для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.
Приоритеты в потреблении различны в каждой стране. Можно выделить наиболее общие группы расходов по степени их желаемости для семьи: питание, одежда, жилье, транспорт, медицина, образование.
Приоритеты в потреблении каждой страны зависят от ряда факторов:
1. Уровня дохода семьи.
2. Платности или бесплатности тех или иных источников потребления.
3. Насыщения рынка товарами.
4. Национального понимания «престижных товаров» и др.
Зависимость между потреблением и доходом выражается в функции потребления. Функция потребления определяет планируемый или желаемый уровень потребительских расходов для каждого из уровней личного располагаемого дохода. Графически функция потребления изображена ниже (рис.1).
|
|
Рис.1. График функции потребления
Угол наклона функции потребления — это предельная склонность к потреблению (МРС). Предельная склонность к потреблению - это доля прироста дохода (У), на величину которой увеличивается потребление (С).
Функция потребления записывается следующим образом:
Например, С = 0,75 х У. Это означает, что потребление равно 75% дохода. МРС в этом случае означает, что если доходы, получаемые потребителями, увеличиваются на 1 тенге, то их потребление возрастет на 75 тиынов.
По мере роста доходов растут сбережения населения.
Сбережения — это часть дохода, которая не потребляется, а накапливается. Они могут быть представлены как разница между доходом и потреблением. Функция сбережения имеет вид:
где S — сбережения,
MPS - предельная склонность к сбережению.
В нашем примере предполагается, что 25% доходов сберегаются, и функция сбережения приобретает вид:
На потребление и сбережение влияют:
1. Нестабильность экономического положения и инфляция,
которые ведут к росту потребления и сокращению сбережений.
2. Рост налогов может вызвать сокращение потребления и сбережения.
3. Рост отчислений на социальное страхование может сокращать сбережения.
4. Ажиотажный спрос может резко увеличить потребление.
5. Рост предложения на рынке сокращает сбережение,
6. Рост доходов ведет к росту потребления и сбережений.