По логике классической школы, высокая склонность к сбережениям должна способствовать процветанию нации. Существенно отличаются на сей счет взгляды кейнсианской школы. Согласно Кейнсу, в странах, достигших высокой стадии развития, стремление сберегать будет всегда опережать стремление инвестировать. Причины проявляются двояко:
1. С ростом накопления капитала снижается предельная эффективность его функционирования, так как все более сужается круг альтернативных возможностей высокоприбыльных капиталовложений.
2. С ростом доходов увеличивается доля сбережений.
В связи с этим Кейнс рассматривает категории автономных и производных инвестиций.
Автономные инвестиции - капиталовложения, не зависящие от объема и динамики национального дохода. Они осуществляются в виде первоначальных «инъекций» и вследствие эффекта мультипликатора приводят к росту национального дохода. Оживление деловой активности, рост занятости повышают склонности к инвестированию у различных групп предпринимателей. Эти инвестиции принято называть производными, ибо они зависят от динамики национального дохода.
Акселератор. Возрастание спроса на предметы потребления порождает цепную реакцию, ведущую к многократному увеличению спроса на оборудование и машины. Эта закономерность определяется как эффект акселератора (акселератор -ускоритель).
В экономике для достижения желаемого уровня производства предметов потребления производятся предварительные затраты на изготовление средств производства. Всякий рост спроса на предметы потребления способен вызвать гораздо более значительное расширение производства средств производства, в результате чего их определенная часть окажется на рынке излишней. Акселератор можно представить в виде отношения между инвестициями и приростом потребительского спроса (готовой продукции) или национального дохода:

где v - акселератор,
I - инвестиции;
Y - доход (или потребительский спрос);
t - год, когда были осуществлены инвестиции.
«Парадокс бережливости». Если экономика находится в состоянии неполной занятости, то стремление к сбережению, естественно, вызывает уменьшение склонности к потреблению на рынке. Сокращение потребительского спроса, в свою очередь, означает невозможность для производителей товаров продать свою продукцию. Производство начинает сокращаться. В этом заключается «парадокс бережливости».






