Типология права. Современное правопонимание

В разных частях света, в группах государств или в отдельно взятой стране исторически складывается своя система права. Существуют разные типы правопонимания: 1)Нормативный подход к праву как средству поддержания законности и стабильности. Право = совокупность охраняемых государством норм. Позволяет гражданам и др. исполнителям правовых предписаний знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов и соответственно сознательно избирать вариант своего поведения. 2) Социологический подход - сформирован во 2 пол. 19в. в рамках школы “свободного права”. “Право надо искать не в нормах, а в самой жизни” (справедливость). Недоверие к закону и законности. Отрицательные моменты: а) отсутствует прочная юридическая основа предпринимаемых действий и утвердить в конечных их результатах. б) Решение юридических дел в пользу экономики и политики сильного, в ущерб слабым в) опасность некомпетентности решения и произвола со стороны должностных лиц. 3)Психологическая теория права. Наряду с нормами и правовыми отношениями включает правовое сознание. Советская правовая теория отвергала этот подход за его приверженность к идеализму. Однако, в первые годы Советской власти даже в декретах признают обращение судей к правовому сознанию, если законы не давали возможности решения вопроса в интересах пролетарского государства. А практика (в т.ч. расстрел на месте) основан на социологическом правовом сознании. 3)Философский подход (теория естественного права) как утверждение свободы и справедливости в практике правового государства. Полученное развитие у Гегеля. Право по Гегелю - осуществление свободы свободной воли или “наличное бытие свободы”. Основной постулат философского подхода - вывод о сущности высших, делающих независимость от государства норм и принципов, олицетворение разума, справедливость, Объективный порядок ценностей, мудрость Бога, не только является директивами для законодателя, но и делающих напрямую. Теология призывает обратиться к Богу, светский вариант ориентирует на природу вообще, природу человека, вещей. 4)Интегративный подход. Интегративное (общее) определение права: Право - это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении др. с другом.

Концепция современного правопонимания исходит из естественно-правовых, материалистических и др. прогрессивных взглядов, которые стремились выявить в праве специфический принцип регулирования, отличающий его от других регуляторов общественных отношений (морального, религиозного, уравнительного, властно-приказного). В рамках историко-материалистической концепции права таким специфическим принципом признается принцип формального равенства.

37. Социальные нор­мы: понятие и виды.

Со­ци­аль­ные нор­мы – это пра­ви­ла, ре­гу­ли­рую­щие по­ве­де­ние лю­дей и дея­тель­ность ор­га­ни­за­ций в их взаи­мо­от­но­ше­ни­ях.

По­треб­ность в со­ци­аль­ных нор­мах воз­ник­ла на са­мых ран­них сту­пе­нях раз­ви­тия че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва в свя­зи с не­об­хо­ди­мо­стью уре­гу­ли­ро­вать по­ве­де­ние лю­дей об­щи­ми пра­ви­ла­ми. При по­мо­щи со­ци­аль­ных норм дос­ти­га­ет­ся наи­бо­лее це­ле­со­об­раз­ное взаи­мо­дей­ст­вие лю­дей; ре­ша­ют­ся за­да­чи, ко­то­рые не под си­лу от­дель­но­му че­ло­ве­ку.

Со­ци­аль­ные нор­мы ха­рак­те­ри­зу­ют­ся ря­дом при­зна­ков: 1. Со­ци­аль­ные нор­мы яв­ля­ют­ся пра­ви­ла­ми по­ве­де­ния лю­дей. Они ука­зы­ва­ют, ка­ки­ми долж­ны или мо­гут быть че­ло­ве­че­ские поступки, по мне­нию оп­ре­де­лен­ных кол­лек­ти­вов лю­дей, раз­лич­ных ор­га­ни­за­ций или го­су­дар­ст­ва. Это об­раз­цы, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­ры­ми лю­ди со­об­ра­зу­ют свое по­ве­де­ние. 2. Со­ци­аль­ные нор­мы – это пра­ви­ла по­ве­де­ния об­ще­го ха­рак­те­ра (в от­ли­чие от ин­ди­ви­ду­аль­ных пра­вил). 3. Со­ци­аль­ные нор­мы – это не толь­ко об­щие, но и обя­за­тель­ные пра­ви­ла по­ве­де­ния лю­дей в об­ще­ст­ве.

Бла­го­да­ря ука­зан­ным при­зна­кам со­ци­аль­ные нор­мы ста­но­вят­ся важ­ным ре­гу­ля­то­ром об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний, ак­тив­но воз­дей­ст­ву­ют на по­ве­де­ние лю­дей и оп­ре­де­ля­ют его на­прав­ле­ние в жизненных различных си­туа­ци­ях. Все со­ци­аль­ные нор­мы, дей­ст­вую­щие в со­вре­мен­ном об­ще­ст­ве, под­раз­де­ля­ют­ся по двум ос­но­ва­ни­ям: 1. по спо­со­бу их ус­та­нов­ле­ния (соз­да­ния); 2. по сред­ст­вам ох­ра­ны их от на­ру­ше­ний.

На ос­но­ве это­го вы­де­ля­ют­ся сле­дую­щие ви­ды со­ци­аль­ных норм: 1. Нор­мы пра­ва – пра­ви­ла по­ве­де­ния, ко­то­рые ус­та­нав­ли­ва­ют­ся и ох­ра­ня­ют­ся го­су­дар­ст­вом. 2. Нор­мы мо­ра­ли (нрав­ст­вен­но­сти) – пра­ви­ла по­ве­де­ния, ко­то­рые ус­та­нав­ли­ва­ют­ся в об­ще­ст­ве в со­от­вет­ст­вии с мо­раль­ны­ми пред­став­ле­ния­ми - лю­дей о до­б­ре и зле, спра­вед­ли­во­сти и не­спра­вед­ли­во­сти, дол­ге, дос­то­ин­ст­ве и ох­ра­ня­ют­ся си­лой об­ще­ст­вен­но­го мне­ния или внут­рен­ним убе­ж­де­ни­ем. 3. Нор­мы об­ще­ст­вен­ных ор­га­ни­за­ций пред­став­ля­ют со­бой пра­ви­ла: по­ве­де­ния, ко­то­рые ус­та­нав­ли­ва­ют­ся са­ми­ми об­ще­ст­вен­ны­ми ор­га­ни­за­ция­ми и ох­ра­ня­ют­ся с по­мо­щью мер об­ще­ст­вен­но­го воз­дей­ст­вия, пре­ду­смот­рен­ных ус­та­ва­ми этих ор­га­ни­за­ций. 4. Нор­мы обы­ча­ев – это пра­ви­ла по­ве­де­ния, сло­жив­шие­ся в оп­ре­де­лен­ной об­ще­ст­вен­ной сре­де и в ре­зуль­та­те их мно­го­крат­но­го повторения, во­шед­шие в при­выч­ку лю­дей. Осо­бен­ность этих норм по­ве­де­ния со­сто­ит в том, что они ис­пол­ня­ют­ся в ста при­выч­ки, став­шей ес­те­ст­вен­ной жиз­нен­ной по­треб­но­стью че­ло­ве­ка. 5. Нор­мы тра­ди­ций вы­сту­па­ют в ви­де наи­бо­лее обоб­щен­ных и ста­биль­ных пра­вил по­ве­де­ния, ко­то­рые воз­ни­ка­ют в свя­зи с под­дер­жа­ни­ем вы­ве­рен­ных вре­ме­нем про­грес­сив­ных ус­то­ев оп­ре­де­лен­ной сфе­ры жиз­не­дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка (на­при­мер, се­мей­ные, про­фес­сио­наль­ные, во­ен­ные, на­цио­наль­ные и дру­гие тра­ди­ции). 6. Нор­мы ри­туа­лов пред­став­ля­ют со­бой та­кую раз­но­вид­ность со­ци­аль­ных норм, ко­то­рая оп­ре­де­ля­ет пра­ви­ла по­ве­де­ния лю­дей при со­вер­ше­нии об­ря­дов и ох­ра­ня­ет­ся ме­ра­ми мо­раль­но­го воз­дей­ст­вия.

Де­ле­ние со­ци­аль­ных норм про­во­дит­ся не толь­ко по спо­со­бу их ус­та­нов­ле­ния и ох­ра­ны от на­ру­ше­ний, но и по со­дер­жа­нию. По это­му при­зна­ку вы­де­ля­ют­ся по­ли­ти­че­ские, тех­ни­че­ские, тру­до­вые, се­мей­ные нор­мы, нор­мы куль­ту­ры, ре­ли­гии и дру­гие. Все со­ци­аль­ные нор­мы в их со­во­куп­но­сти и взаи­мо­свя­зи на­зы­ва­ют­ся пра­ви­ла­ми че­ло­ве­че­ско­го об­ще­жи­тия.

38. Тех­ни­че­ские и социально-технические нор­мы.

Тех­ни­че­ские нор­мы – это пра­ви­ла наи­бо­лее це­ле­со­об­раз­но­го об­ра­ще­ния лю­дей с пред­ме­та­ми при­ро­ды, ору­дия­ми тру­да, раз­лич­ны­ми тех­ни­че­ски­ми сред­ст­ва­ми. На­зна­че­ние тех­ни­че­ских норм в пра­виль­ном ис­поль­зо­ва­нии сил при­ро­ды, тех­ни­ки наи­бо­лее эко­но­мич­ным и эко­ло­ги­че­ски без­вред­ным спо­со­бом. К тех­ни­че­ским нор­мам от­но­сят­ся пра­ви­ла вы­пол­не­ния строи­тель­ных ра­бот, ин­ст­рук­ции по экс­плуа­та­ции ма­шин и ме­ха­низ­мов, нор­мы рас­хо­да сы­рья, то­п­ли­ва, элек­тро­энер­гии. Тех­ни­че­ские нор­мы име­ют со­ци­аль­ный ха­рак­тер. Но в от­ли­чие от со­ци­аль­ных норм, ко­то­рые ре­гу­ли­ру­ют от­но­ше­ния не­по­сред­ст­вен­но ме­ж­ду людь­ми (че­ло­век – че­ло­век), тех­ни­че­ские нор­мы ре­гу­ли­ру­ют по­ве­де­ние лю­дей в свя­зи с ис­поль­зо­ва­ни­ем тех­ни­ки (че­ло­век – тех­ни­ка – че­ло­век). Эко­но­ми­че­ская тео­рия до­ка­за­ла, что от­но­ше­ния, воз­ни­каю­щие в про­цес­се про­из­вод­ст­ва, все­гда вы­сту­па­ют в ко­неч­ном как со­ци­аль­ные от­но­ше­ния. Спе­ци­фи­ка тех­ни­че­ских норм вы­ра­жа­ет­ся в том, что они вы­сту­па­ют в ка­че­ст­ве со­ци­аль­ных норм с тех­ни­че­ским со­дер­жа­ни­ем.

Со­дер­жа­ние тех­ни­че­ских норм обу­слов­ле­но объ­ек­тив­ны­ми за­ко­но­мер­но­стя­ми раз­ви­тия при­ро­ды, за­ко­на­ми ес­те­ст­во­зна­ния. По­это­му мно­гие тех­ни­че­ские нор­мы яв­ля­ют­ся тре­бо­ва­ния­ми объ­ек­тив­ной не­об­хо­ди­мо­сти. В их со­дер­жа­нии не­по­сред­ст­вен­но не про­яв­ля­ет­ся по­ли­ти­че­ский ха­рак­тер. По­ли­ти­че­скую на­прав­лен­ность они мо­гут при­об­ре­тать в про­цес­се реа­ли­за­ции, ис­поль­зо­ва­ния.

Тех­ни­че­ские нор­мы – это не ка­кой-то осо­бый вид норм, а со­во­куп­ность раз­лич­ных ви­дов со­ци­аль­ных норм с тех­ни­че­ским со­дер­жа­ни­ем. Эти нор­мы мо­гут при­об­ре­тать раз­ные фор­мы: пра­во­вую, мо­раль­ную, фор­му обы­ча­ев и дру­гие. При­ме­ром тех­ни­че­ских норм, вы­ра­ба­ты­вае­мых об­ще­ст­вен­ны­ми ор­га­ни­за­ция­ми, мо­гут слу­жить нор­мы, ус­та­нав­ли­ваю­щие раз­ме­ры спор­тив­ных сна­ря­дов, пра­ви­ла со­рев­но­ва­ний и т. д. К тех­ни­че­ским нор­мам, при­няв­шим фор­му обы­ча­ев, мож­но от­не­сти пра­ви­ла вы­пол­не­ния ко­ман­ды “на ка­ра­ул” с ору­жи­ем, пра­ви­ла раз­во­да ка­рау­лов в воо­ру­жен­ных си­лах.

Наи­бо­лее важ­ные для об­ще­ст­ва тех­ни­че­ские нор­мы об­ле­га­ют­ся в пра­во­вую фор­му. За­кре­п­ле­ние тех­ни­че­ских пра­вил в пра­во­вых нор­мах при­да­ет им юри­ди­че­ское зна­че­ние. В си­лу это­го они ста­но­вят­ся не толь­ко це­ле­со­об­раз­ны­ми, но и обя­за­тель­ны­ми пра­ви­ла­ми, ко­то­рые ох­ра­ня­ют­ся го­су­дар­ст­вом от на­ру­ше­ний. Не со­блю­де­ние этих норм вле­чет за со­бой юри­ди­че­скую от­вет­ст­вен­ность. Так, уго­лов­ное за­ко­но­да­тель­ст­во мно­гих стран пре­ду­смат­ри­ва­ет от­вет­ст­вен­ность за на­ру­ше­ние да­вил во­ж­де­ния и экс­плуа­та­ции транс­пор­та, за на­ру­ше­ние пра­вил безо­пас­но­сти при про­из­вод­ст­ве строи­тель­ных ра­бот и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: