Стадии механизма правового регулирования

Механизм правового регулирования - система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.

Процесс правового регулирования состоит из следующих основных стадий:

1.Юридическая регламентация общественных отношений – обозначаются направления деятельности участников, устанавливает их правовой статус, это не индивидуализированное воздействие права.

2.Возникновение субъективных прав и юридических обязанностей - (здесь возможна факультативная стадия - применение права, без которой правоотношения возникнуть не могут) на этой стадии происходит индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей.

3.Реализация субъективных прав и обязанностей - (здесь также возможна факультативная стадия - применение права, без которой иногда невозможно осуществить реализацию прав и обязанностей) воплощение в жизнь прав и обязанностей конкретных субъектов; устранение нарушений прав и интересов субъектов.

4.Применение права - факультативная стадия, которая либо предшествует возникновению правоотношений, либо призвана обеспечить их реализацию.

Стадиям соответствуют следующие элементы:

Нормы права - устанавливают общие обязательные правила поведения для тех участников общественных отношений, которые находятся в сфере правового регулирования. Они излагаются в различных по своей юридической силе. Основополагающее регулирующее воздействие на общественные отношения состоит в том, что она определяет круг субъектов, на которых распространяется ее действие, формулирует обстоятельства, при которых данные субъекты руководствуются ее предписаниями, раскрывает содержание самого правила поведения, устанавливает меры юридической ответственности за нарушение указанных правил. Норма права– изначальный элемент механизма правового регулирования, определяющий его основу, т.к. в них сконцентрирована та модель поведения, которая соответствует потребностям и интересам граждан правового государства.

Правовые отношения - является главным средством, которое позволяет определить, кто и как будет выполнять требования НП. В нем общая модель поведения конкретизируется применительно к субъектам, фиксируются их субъект права и юридические обязанности, т.е. правоотношение устанавливает персональную меру возможного и должного поведения участников общественных отношений. Перевод общих прав и обязанностей, содержащихся в нормах права, в правоотношение дает механизму правового регулирования возможность завершить свою регулятивную функцию, т.е. реально воплотить свои права и обязанности субъектов правоотношений в фактические общественные отношения.

Акты реализации прав и обязанностей - определяют истинное поведение субъектов, осуществляется деятельность субъектов правоотношений по воплощению в жизнь требований предусмотренных нормой права. На этом элементе заканчивается действие механизма правового регулирования, так как обеспечивается результат, на достижение которого была направлена воля законодателя.

Акты применения права - властные действия компетентных органов, обеспечивающих возникновение правоотношений, проводящих требования норм права в жизнь, гарантирующих осуществления прав и обязанностей.

В зависимости от того, какие элементы механизма правового регулирования используются, процесс регулирования будет простым или сложным.

Простое регулирование - такой процесс, когда используется один государственно-властный акт (нормативный акт), т.е. используются стадии 1-2-3, стадия применения права не требуется, так как индивидуализация и реализация прав и обязанностей осуществляется самими субъектами.

Сложное регулирование - такой процесс, когда используются два акта государственно-властного характера (нормативный и акт применения права), т.е. используются следующая комбинация стадий 1-4-2-3, либо 1-2-4-3.

Способы и отраслевые методы правового регулирования

Разнообразие общественных отношений порождает разнообразие в способах и методах правового регулирования. Метод – совокупность способов правового воздействия на общественные отношения в зависимости от их характера. Принято выделять два метода правового регулирования:

Диспозитивный (децентрализованный) или автономный - метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях (гражданское право).

Императивный (централизованный) или авторитарный - метод властных предписаний, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях. Для него характерны отношения субординации, применяется в публично-правовых отраслях, где общественные отношения приобретают общесоциальный интерес. (УП, АП, УИП)

Именно они лежат в основе всех отраслевых методов. Однако объяснить своеобразие отраслевого регулирования только названными приёмами нельзя.

Способы правового регулирования - основные направления юридического воздействия на общественные отношения, выраженные в юридических нормах и иных правовых средствах.

Таких способов три:

Дозволение - предоставление участникам общественных отношений возможности действовать самостоятельно из собственных интересов.

Запрет - закрепление за участниками общественных отношений обязанности воздерживаться от определённых видов общественных отношений. Этот способ правового регулирования закрепляет пассивное поведение участников общественных отношений.

Позитивная обязанность - закрепление за участниками общественных отношений обязанности действовать активно.

Можно также выделить рекомендации как способ.

Сочетание данных трёх способов образует отраслевой метод правового регулирования. Каждая отрасль права имеет свой метод.

Отраслевой метод - это особый приём юридического воздействия, образуемый дозволением, запретом и позитивной обязанностью. Специфика этого сочетания и отражается в методах правового регулирования. Их четыре:

Взаимное правовое положение субъектов правоотношений;

Система юридических фактов;

Порядок определения прав и обязанностей участников правоотношений;

Система правовых санкций, применяемых к правонарушителям.

Типы правового регулирования

Тип правового регулирования - это особый порядок правового регулирования.

Существует два вида типов правового регулирования в зависимости от того, какой из способов правового регулирования лежит в основе правового регулирования - общее дозволение или общий запрет:

Обще дозволительный тип правового регулирования - разрешено всё, что не запрещено в праве;

Обще разрешительный тип правового регулирования - запрещено всё, кроме разрешённого в законе.

Первый тип правового регулирования используется для воздействия на частноправовые отношения, он более адекватен для горизонтальных отношений (отношения между субъектами, равными по своему социальному статусу).

Второй же используется для регулирования вертикальных отношений - публично-правовых (властных).

Понятие и виды индивидуального правового регулирования

Индивидуальное правовое регулирование - это деятельность субъектов по разрешению вопросов, относящихся к сфере правового регулирования на основе свободного усмотрения, но в пределах очерченных законом.

Особенности такого правового регулирования заключаются в следующем:

Этот вид правового регулирования основан на принятии участниками общественных отношений собственных решений, в которых они выражают свою волю и интерес.

Предполагается свободное усмотрение субъектов, но оно не должно противоречить действующим юридическим нормам и принципам.

Осуществляется в тех ситуациях, которые не определены в юридических нормах однозначно (существует выбор поведения) или вообще не урегулируются.

Основания возникновения индивидуального правового регулирования:

Юридические нормы абстрактны, и поэтому не в состоянии учесть все общественные ситуации. Участникам общественных отношений предоставляется возможность самим урегулировать ту или иную ситуацию.

Индивидуальное правовое регулирование побуждает людей действовать активно, что может быть полезным для общества.

Нормативная база статична, а общественные отношения динамичны - возникают пробелы, которые и урегулирует индивидуальное правовое регулирование.

Правовое регулирование подразделяется на виды в зависимости от способа взаимосвязи субъектов:

Автономное правовое регулирование - при таком правовом регулировании прямо не затрагиваются интересы других лиц, и не требуется их волеизъявление (к примеру, правомерное поведение лица). Роль государства заключается в установлении масштаба свободы.

Координационное (договорное) индивидуальное правовое регулирование - участники правоотношений определяют варианты своего поведения путём заключения договора.

Индивидуальное субординационное правовое регулирование - имеет место в процессе правоприменительной деятельности, при таком регулировании один из субъектов обладает властью.

Вывод: Механизм правового регулирования – система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое воздействие на общественные отношения, поведение людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: