Механизм правового регулирования

Правовое регулирование – это регулирование общественных отношений с помощью норм права и других правовых средств. Предметом правового регулирования являются общественные отношения. Но правовому регулированию подвергаются далеко не все общественные отношения. Во-первых, предметом правового регулирования являются лишь волевые отношения, находящиеся под контролем сознания и воли субъектов. Во-вторых, правовому регулированию подвержены лишь те отношения, которые поддаются внешнему контролю. В-третьих, правовое регулирование возможно лишь в тех случаях, когда у субъектов есть возможность выбора одного из многих вариантов поведения. В-четвёртых, право регулирует лишь то поведение, которое социально значимо, оказывает влияние на интересы других людей.

Правовое воздействие – более широкое понятие. Оно включает в себя регулирование поведения и воздействие на сознание человека, на его социальные установки. Тот или иной субъект может никогда не быть участником каких-либо отношений, не совершать каких-либо действий, предусмотренных нормами права. Однако, его ознакомление с содержанием определённого закона оказывает влияние на его сознание, мировоззрение.

В правовом регулировании используются три способа регулирования: дозволение, обязывание и запрет.

Дозволение – это предоставленная субъектам возможность совершать самим определённые активные действия в своих собственных интересах.

Позитивное обязывание – возложение на лиц обязанности совершать активные позитивные действия.

Запрет – обязанность не совершать какие-то действия.

Типы правового регулирования – это определённое сочетание способов регулирования – дозволения, обязывания и запрета. Общедозволительный тип регулирования основывается на общем дозволении, из которого путём запрета делается исключение. Он обычно формулирует так: дозволено всё, что прямо не запрещено законом. Разрешительный тип регулирования основывается на общем запрете какого-либо вида действий, деятельности, однако в индивидуальном порядке запрещённое поведение, деятельность разрешается. Указанные два типа применимы лишь к регулированию отдельных видов отношений. Между тем субъекты права не просто вступают в конкретные отношения, совершают отдельные действия, а осуществляют определённый вид деятельности, как большой совокупности самых разнообразных действий, вступают в самые различные отношения с широким кругом других субъектов. Таким образом, эти два типа регулирования оказываются явно недостаточными, то есть не охватывают все типичные случаи регулирования.

Дозволительо-обязывающий тип регулирования основывается на позитивной обязанности. Право в этом случае предоставляется лишь в том объёме, который необходим для осуществления обязанностей. Этот тип регулирования осуществляется применительно к государственным органам. Его можно сформулировать так: дозволено только то, что предписано законом.

Метод правового регулирования – это определённая совокупность способов, типов и других средств правового регулирования, используемых той или иной отраслью права. Метод той или иной отрасли права проявляется в характере правового положения субъектов, основаниях возникновения правоотношений, в характере санкций.

Правовое регулирование есть длящийся во времени процесс. Оно предполагает активную деятельность людей, их коллективов и в процессе создания права, и в ходе его воплощения в жизнь.

Регулятивное воздействие права наиболее зримо и эффективно начинается с издания законотворческими органами государства нормативных актов. Возведение в закон, придание строгих юридических форм нормам права – первая стадия правового регулирования, когда создаётся его нормативная основа. На этой стадии введённые в правовую систему нормы регламентируют, направляют поведение участников общественной жизни путём установления их правового статуса. Для субъекта права очерчивается круг возможных прав и обязанностей. На первой стадии осуществляется общее, неперсонифицированное, нендивидуализированное воздействие права. Нормы права ориентируют участников правовой жизни на достижение поставленных ими целей, предупреждают о возможности наступления как позитивных, так и негативных последствий поведения людей в сфере правового регулирования. Кроме того, на этой стадии реализуются информативные возможности права, оказывается активное воздействие на волю, сознание, а значит, и на активное поведение людей в сфере правового регулирования.

На второй стадии правового регулирования происходят индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей. После наступления обстоятельств, предусмотренных нормами (юридических фактов), возникают индивидуализированные отношения, у участников которых возникают конкретные права и обязанности. Здесь участники правовой жизни наделяются способами поведения, вытекающими из норм права и условий конкретной правовой ситуации, то есть осуществляется индивидуализация их прав и обязанностей. Вторая стадия – стадия активной работы элемента правового регулирования, именуемого правоотношением.

Третья стадия правового регулирования характеризуется реализацией, воплощением в жизнь тех прав и обязанностей конкретных субъектов, которые у них имеются в той или иной правовой ситуации. Стадия реализации прав и обязанностей может занимать длительный временной период. На этой стадии осуществляется защита нарушенных прав и интересов субъектов, устраняются препятствия на пути их достижения, то есть реализуется правообеспечительная, правоохранительная функция права.

После ответа на вопрос, как право регулирует общественные отношения, логично искать ответы на вопросы, чем, какими средствами право воздействует на общественные отношения, каков механизм правового воздействия.

В теории права механизмом правового регулирования называют систему юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование. Понятие механизма правового регулирования позволяет собрать и систематизировать юридические средства правового воздействия на общественные отношения, определить место и роль того или иного юридического средства в юридической жизни общества.

Нормы права выступают как предписание и как образец, модель поведения в правовых отношениях. Они служат исходной базой правового регулирования, в них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания. Нормы права – это основа всего механизма правового регулирования. Все остальные элементы, предусмотренные нормами права, носят поднормативный характер. Нормативно-правовой акт как документ, содержащий нормы права, воздействует на поведение людей путём установления правового режима, регламентации того или иного вида общественных отношений. Акты официального толкования – документы, издаваемые специально уполномоченными на то органами и направленные на разъяснение смысла правовых норм. Юридические факты – предусмотренные нормами права жизненные обстоятельства, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия. Акты реализации права – это действия субъектов права, участников правовой жизни по воплощению в жизнь предписаний норм права. Акты применения права суть индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений. В качестве своеобразных элементов механизма правового регулирования выступают правосознание и режим законности. Своеобразие этих элементов заключается в их нематериальности, что не мешает им оказывать действенное влияние на весь механизм правового регулирования. От уровня правосознания и реальности режима законности зависит эффективность работы всех элементов механизма правового регулирования.

Элементы механизма правового регулирования воздействуют на общественные отношения не только специфически юридически. В реальной действительности специальные юридические средства и способы воздействия на поведение людей сочетаются в различных комбинациях с неюридическими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: