Причин возникновения стиля босанова

1. Соединение бразильской фольклора с джазом и европейской гармонией. Синтез - ритма бразильской самбы в сочетании с джазовой импровизацией в стиле "кул" (т.е. "джаз-самба", "лед и пламя"), кроме того, Жобим в босанове применил гармонию французского импрессиониста Клода Дебюсси. И эта музыка под названием "босанова" ("новая волна", "нечто новое") стала исключительно популярна в США, а вскоре она охватила всю Америку и Европу со скоростью лесного пожара, т.к в ней сочетались и неотразимо привлекали свинг, мелодия и поэзия.

2. Кризис джазовых стилей, связанных со свинговой, триольной пульсацией и кризис джазовой гармонии Слушатели устали от агрессивного, триольного тайминга, вот почему с таким энтузиазмом было воспринято появление босановы с её дуольной пульсацией. Также слушателям приелась джазовая гармония, построенной на квартовых оборотах 2-5-1, и они с восторгом приняли гармонию босановы, в которой, кроме квартовых оборотов, появляются терцорые (из арсенала импрессиониста Дебюсси), как в бридже темы «The Girl From Ipanema».

3. Проникновение в Америку латиноамериканских танцев. В США почву босанове подготовили популярные танцы, вышедшие из Южной Америки: танго, румба, бегин, ча-ча-ча, калипсо, сон, меренге, мамбо и самба. В 50-х в Америке и Европе огромную популярность приобрел стиль и танец мамбо - как в джазе, так и в популярной музыке. Это был танец латиноамериканского происхожде­ния, который представлял собой разновидность быстрой румбы в музыкальном размере 4/4. "Королем мамбо" в США был руководитель танцевального оркестра Перез Прадо (1916-1989), родом кубинец. Но поскольку многие американские музыканты стиля "кул" тогда регулярно гастролировали с концертами по всему миру, включая и Южную Америку, то там они близко познакомились с бразильской самбой.

4. Появление в инструментарии джаза латиноамериканских ударных инструментов (перкуссия). ДиззиГиллеспи создал стиль афро-кубинского джаза. Он первый всзял в свой бенд кубинского перкусиониста Ч. Позо. Соединение латинских ритмов с гармониями бибопа получило название «кубоп», или кубинский боп.

5. Сотрудничество со звёздами американского джаза. Босанова не появилась бы на свет, если бы в её возникновении не принял участие Стен Гетц. Мало того, что он украсил все песни Жобима своими соло и беками, именно он уговорил жену гитариста Жуана Жульберту – Астру, которая готовила на репетиции для мужчин кофе, записать вокал. В феврале 1962 г. Гетц и Берд записали свои первый диск, который так и назывался "Джаз-самба", и в том же году они получили за него премию "Грэмми", а в марте 1963 г. Стэн Гетц записал в Нью-Йорке самый известный альбом босановы с бразильской певицей Аструд Жильберто и самим А. К. Жобимом за роялем. В дальнейшем трудно было бы назвать такого джазового или популярного артиста, который не за­писывал бы темы в духе босса-новы. Кроме того в США много сделал джля продвижении музыки Жобима Дж. Малиган.

6. Появление гениев в стиле босанова. Самой выдающейся личностью среди композиторов босановы был, конечно, Антонио Карлос Жобим(1927-1994), который, практически в одиночку создал все хиты стиля и гитарист Жуан Жилберту. Первой грамзаписью босановы считается песня «Довольно грустить» («Chega de Saudade») 1958, сочинённая Жобимом и исполненная Жуаном Жилберту. Босанову часто ошибочно считают афро-бразильским «изобретением», тогда как это относительно недавний жанр, созданный преимущественно белыми музыкантами и поэтами — последователями идей битников.

7. Появление хитов в стиле босанова. The Girl From Ipanema, Desfinado, Corcovado.

Происхождение названия «bosanova[2]» (буквально bossa — «шишка», «холмик», «горб»; nova — «новый») связывают с модным в конце 1950-х годов бразильским жаргонным словечком «bossa», которое означало примерно то же, что русское словечко «фишка»: особенность, яркая черта. Таким образом, название жанра следует понимать не буквально («новый горб» или «новая шишка»), а по существу: «новая „фишка“», «новый стиль».

В ритмическим отношении южная часть Нового Света заметно повлияла в нашем веке на всю популярную (и джазовую) мировую музыку и многое дала ей в смысле ритмики. На протяжении сто­летия, а кроме того - на эстрадных сценах мира, а среди американских исполнителей - саксофонист Стэн Гетц и гитарист Чарли Берд.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: