Понятие и виды себестоимости продукции предприятия

Себестоимость - стоимостная оценка, используемая в процессе производства продукции, сырья, материалов, топлива, оборудования, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство и реализацию. Себестоимость является объектом планирования (сметы затрат, плановые калькуляции) и бухгалтерского учета затрат.

Необходимо различать общую себестоимость всей произведенной продукции – общую сумму затрат, приходящихся на изготовление продукции определенного объема и состава; индивидуальную себестоимость – затраты на производство только одного изделия (например, на изготовление уникального агрегата при условии, что в данном производственном звене никаких других видов продукции одновременно не производится); и среднюю себестоимость, определяемую делением общей суммы затрат на количество произведенной продукции.

В зависимости от объема включаемых в себестоимость затрат различают себестоимость: операционную, цеховую, производственную и полную.

1. Операционная (технологическая, агрегатная) отражает затраты на выполнение данной технологической операции.

2. Цеховая себестоимость включает затраты на производство продукции в пределах цеха, в частности прямые материальные затраты на производство продукции, амортизация цехового оборудования, заработная плата основных производственных рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатация цехового оборудования, общецеховые расходы. Цеховая себестоимость является исходной базой для определения промежуточных внутризаводских планово-расчетных цен при организации внутризаводского хозяйственного расчета.

3. Производственная себестоимость (себестоимость готовой продукции) охватывает затраты предприятия на производство продукции. Помимо цеховой себестоимости в нее входят общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и затраты вспомогательного производства.

4. Полная себестоимость (себестоимость реализованной (отгруженной) продукции) включает все затраты, связанные с производством и реализацией продукции. Она отличается от производственной себестоимости на величину внепроизводственных расходов (коммерческие затраты – затраты на упаковку, хранение, погрузку, транспортировку и рекламу) и исчисляется только по товарной продукции. Следует иметь в виду, что эти расходы зависят от объема отгруженной продукции и являются переменными.


16. Сущность экономического анализа. хар-ка приемов и методов анализа …

Экономический анализ представляет собой способ изучения внутренней сущности протекающих явлений и процессов в экономике путем разделения их на отдельные составные части и рассмотрения их в различных связях и зависимостях..

Основная цель экономического анализа состоит в увеличении эффективности изучения разнообразных видов производственной деятельности и подведения итогов их функционирования.

Огромное значение для понимания содержания анализа хозяйственной деятельности имеет его классификация, которая проводится по следующим признакам: 1) отраслевому признаку: а) отраслевой, например, отражает специфику сельского хозяйства, торговли и т. д.; б) межотраслевой, учитывает специфику деятельности отдельных отраслей; 2) признаку времени: а) предварительный, характерен до проведения хозяйственных операций; б) последующий или ретроспективный анализ, необходим для исследования тенденций развития предприятия, осуществления контроля за реализацией разработанных планов и диагностики его финансового состояния; 3) пространственному признаку: а) внутрифирменный анализ рассматривает конкретно деятельность изучаемого предприятия, а также его структурных подразделений; б) межфирменный анализ проводится путем сравнения итогов деятельности нескольких предприятий; 4) функциональному признаку: а) финансовый анализ необходим для изучения финансового состояния предприятия, его диагностики и прогнозирования деятельности, а также выявления резервов роста его устойчивости; б) управленческий анализ осуществляют для получения информации, которая полезна при планировании, контроле и принятии эффективных управленческих решений и др.; в) социально-экономический, рассматривает взаимосвязь между социальными и экономическими процессами; г) экономико-статистический, проводится с целью исследования массовых общественных явлений на различных уровнях управления; д) экономико-экологический анализ предназначен для изучения взаимодействия процессов, происходящих в экологии и экономике, которые связанны с улучшением окружающей среды и т. д.; е) маркетинговый анализ; ж) инвестиционный анализ; з) функционально-стоимостный анализ;5) методике изучения объектов: а) качественный; б) количественный; в) экспресс-анализ; г) фундаментальный анализ; д) маржинальный анализ; е) экономико-математический анализ и др.; 6) субъектам анализа: а) внутренний; б) внешний анализ; 7) степени охвата исследуемых объектов: а) сплошной; б) выборочный; 8) содержанию программы: а) комплексный; б) тематический

Для каждого вида анализа хозяйственной деятельности характерно собственное содержание, организация и методика проведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: