Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ АРХИТЕКТУРЫ И ИСКУССТВ
Рассмотрено и рекомендовано на заседании НТС ИАрхИ Протокол № _________ «____»___________ 20__ г. Председатель НТС ИАрхИ ____________Иевлева О.Т. | УТВЕРЖДАЮ Зам. руководителя по учебно-методической работе ИАрхИ ЮФУ _________________Пищулина В.В. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
учебной дисциплины «ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» регионального компонента цикла ОПД ГОС ВПО
Направления 270400.62 ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
Составитель: доцент Резников С.А.
Ростов-на-Дону
2011 год
Составитель: Резников С.А., доцент
Дисциплина: «Градостроительная экология»
Направление: 270400.62 (Градостроительство)
Образовательная программа подготовки бакалавра градостроительства
Курс: 3
Форма обучения: очная
Семестр: 5
Количество часов: аудиторные занятия – 16 часа, самостоятельные занятия – 16 часа
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
I. Пояснительная записка
1.1. Цели дисциплины
1.2. Задачи дисциплины
1.3. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника
1.4. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
II. Учебно-тематический план
III. Учебные модули. Краткое изложение программного материала
3.1. Общие проблемы градостроительной экологии.
3.2. Конкретизация работ в области градостроительной экологии.
IV. Итоговая аттестация
V. Основные понятия (глоссарий)
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Цель курса.
Основной целью преподавания дисциплины «Градостроительная экология» это формирование у студента понятия, что обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья людей градостроительными средствами является главной направленностью их профессиональной деятельности.
Задача курса.
Задачи курса – ознакомить студента с комплексными проблемами экологической стратегии создания благоприятной городской среды. Архитектура и строительство должны быть подчинены природным особенностям каждой территории, а не наоборот
Место курса в профессиональной подготовке архитектора.
Курс имеет значение, как одна из базовых дисциплин в профессиональной подготовке студента. Данная дисциплина предоставляет студенту необходимые знания для сознания оптимальных (комфортных) экологических условий в градостроительной практике.
Требования к уровню освоению содержания курса.
Студент должен получить представление о важности знания по сложившейся экологической ситуации в городе. От него требуется применение определенных принципов современного градостроительства с учетом имеющегося исторического наследия, для решения градоэкологических проблем.
|
|
знать: объективно сложившуюся в городе (или другой территории) эколого-гигиеническую ситуацию, унаследованную от его предыдущего промышленного и социального развития.
уметь: градоэкологическими методами улучшить существующую негативную экологическую ситуацию в городе по ряду выявленных экологических и медико-демографических показателей.
иметь навыки на базе экологического картографирования и др. данных по урбанизированной территории для разработки комплекса архитектурно-градостроительных мероприятий: улучшение качества атмосферного воздуха, создание зеленых и санитарно-защитных зон, а также решать вопросы по перепрофилированию, выносу, реконструкции определенных производств, по размещению жилых районов в соответствии со сложившейся экологической обстановкой.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
N п.п | Наименование тем и разделов | Аудиторные занятия (час), в т.ч.: | Самостоя-тельная работа | |
Лекции | Практичес-кие занятия | |||
Модуль 1. Общие проблемы градостроительной экологии. | ||||
1. | Тема 1. Градостроительная экология (ГЭ)- новейшее направление в архитектуре, районной и городской планировке. ГЭ – учет и симбиоз экологических, физико-географических, инженерно-геологических, социально-экономических факторов для комфортного проживания населения. Нравственное осознание сущности отношения человека к окружающей природной среде. Понятие комфортности в городской среде. Основные проблемы городских поселений. СК УГМС и Центр гигиены и эпидемиологии г. Ростова-на-Дону. | - | ||
2. | Тема 2. Ретроспектива развития градоэкологических идей во времени. Первобытное общество, рабовладельческий строй, средневековье, капитализм, социализм и современная политическая эклектика в РФ. | - | ||
3. | Тема 3. Градостроительная экология в практическом плане развития города. Конкретные черты и направления в ГЭ. Оптимальные пути и способы решения при создании комфортных условий для населения. Экологическое равновесие в ГЭ. | - | ||
4. | Тема 4. Характерные черты качественного состояния городской среды. Комплексные методы анализа экосистемы города. Пофакторная оценка. Экологический мониторинг города. Компьютерный банк данных загрязнения Ростова-на-Дону. Информационно-справочная система «Анализ загрязнения урболандшафтов Ростова-на-Дону. Программный комплекс»Экокарта» на базе ГИС. | - | ||
5. | Тема 5. Экскурсия в Городской Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями (ГУ Ростовский ЦГМС-Р). Государственный экологический мониторинг городской среды | - | ||
6. | Тема 6. Экологическое право в градостроительстве. Источники градостроительного права, экологические требования при строительстве. | - | ||
7. | Тема 7. Оценка воздействия на окружающую природную среду (ОВОС). Составные элементы и этапы комплексной экологической оценки. Главные элементы в ОВОС, как признак демократизации нашего общества. | - | ||
8. | Тема 8. История изучения окружающей природной среды в Ростове/Дону. Ростовская гидрометобсерватория. Возможности Росгидромета для решения градоэкологических задач. Законодательство в ГЭ. Новейшие исследования по экологии города. | - | ||
9. | Тема 9. Инженерно- экологические основы градостроительной деятельности Нормоустанавливающие положения генплана. Условия градостроительного развития территории города. Градостроительный регламент. Семь принципов экологического подхода к территориальному планированию. | - | ||
Модуль 2. Конкретизация работ в области градостроительной экологии. | ||||
1. | Тема 1. Космические наблюдения, как прикладной метод в градостроительной экологии. Видео лекция (СД, наглядные пособия и др.). | - | ||
2. | Тема 2. Методы анализа и оценка состояния городской среды. Нормирование качества окружающей среды. Инженерно-экологические изыскания для градостроительных целей. | - | ||
3. | Тема 3. Шум в городе – основная проблема в ГЭ. Пути решения проблемы. История развития проблемы борьбы с шумом в городе. | - | ||
4. | Тема 4. Природный каркас города – важнейшая составляющая в ГЭ. Особо охраняемые природные территории Ростова/Дону. Составные черты каркаса. Городские зеленые зоны и их градоэкологический потенциал. | - | ||
5. | Тема 5. Решение градоэкологических задач на примере больших городов и в конкретном дипломном проекте. | - | ||
6. | Тема 6. Градоэкологические критерии оценки климата и микроклимата территории города (радиационный, тепловой, аэрационный и др. режимы). | - | ||
7. | Тема 7. Градоэкологическая оценка загрязнения и разрушения геоморфологической, геологической, гидрогеологической среды, почв и водных объектов в городе. Грунты и оценка их качественного состояния для градоэкологических целей. | - | ||
8. | Тема 8. Экскурсия в Ботанический сад ЮФУ. Формирование ассортимента древесных растений для озеленения населенных пунктов Ростовской области. Нормы озеленения современного города. Основные функции. | - | ||
9. | Тема 9. Оценка воздействия физических функций на окружающую природную среду и градоэкологические решения этих проблем (шумовой режим, вибрация, электромагнитные поля, радиационный фон). | - | ||
ИТОГО час. | - |
|
|