КОНСТРУКЦИЯ И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ СИНХРОННЫХ
МАШИН
Цель работы: изучение конструкций и принципа действия синхронных машин.
Порядок выполнения работы:
1. Внимательно изучить основное содержание работы.
2. Подготовить краткое описание назначения, принципа действия и конструктивных особенностей синхронных машин.
3. Ответить на контрольные вопросы.
1. Общие сведения.
Синхронные машины широко применяются в качест ве генераторов электрической энергии. На всех электрических станциях в качестве источников переменного тока используются синхронные генераторы. Мощность их колеблется откиловатт автономных установок до нескольких сотен тысяч киловатт для крупных электростанций. Находят также применение синхронные двигатели, которые используются в крупных компрессорах, двигатель-генераторных установках. Они выпускаются в СССР серийно мощностью от 100 до нескольких десятков тысяч киловатт на различные частоты вращения. Наряду с крупными двигателями нашей промышленностью широко выпускаются синхронные микродвигатели различных типов мощностью от долей до нескольких сотен ватт.
|
|
Иногда синхронные двигатели, работающие без нагрузки на валу, используют в качестве источника реактивной мощности. Синхронная машина, работающая в таком режиме, носит название синхронного компенсатора.
Синхронные компенсаторы находят практическое применение для улучшения сети.
На специальных электростанциях, покрывающих пиковые нагрузки в энергосистеме, синхронная машина работает генератором в часы максимума нагрузки и двигателем в остальное время, перекачивая с помощью гидротурбины, которая теперь становится насосом, воду в водохранилище, создавая необходимый запас ее для последующей работы. Подобные агрегаты называются обратимыми.
2. Конструктивные схемы и принцип действия синхронной машины
Синхронная машина имеет две обмотки. Одна обмотка подключается к источнику постоянного тока и создаст основное магнитное поле машины. Эта обмотка называется обмоткой возбуждения. Иногда у машин небольшой мощности обмотка возбуждения отсутствует, а магнитное поле создается постоянными магнитами. Другая обмотка является обмоткой якоря и состоит из одной, двух или трех фаз. Наибольшее распространение в синхронных машинах имеют трехфазные обмотки якоря. В обмотке якоря индуцируется основная ЭДС машины.
В синхронных машинах наибольшее распространение получила конструкция, когда обмотка якоря располагается на статоре, а обмотка возбуждения - на роторе (рисунок 24.1). Иногда в синхронных машинах небольшой мощности
|
|
Рисунок 24.1- Конструктивный вариант синхронной машины: обмотка якоря расположена на статоре, а обмотка возбуждения – на роторе.
применяется обращенное исполнение, когда обмотка якоря располагается на роторе, а обмотка возбуждения - на полюсах статора (рисунок 24.2). В
электромагнитном отношении обе конструкции равноценны. Однако из
Рисунок 24.2 - Конструктивный вариант синхронной машины: обмотка якоря расположена на роторе, а обмотка возбуждения – на станине
практических соображений более предпочтительной является первая конструкция, так как в этом случае кскользящему контакту на роторе подводится мощность возбуждения, составляющая лишь 0,3—3% номинальной мощности машины. Во втором варианте скользящий контакт следовало бы рассчитывать на полную мощность машины. Для крупных машин, имеющих относительно высокое напряжение и большие токи, обеспечить удовлетворительную работу такого контакта было бы весьма затруднительно. В дальнейшем будут рассматриваться синхронные машины, выполненные по первому (основному) конструктивному варианту.
Рассмотрим принцип действия синхронного генератора. Если через обмотку возбуждения протекает постоянный той, то полюсы создадут постоянное магнитное поле чередующейся полярности. При вращении полюсов, а следовательно, и поля относительно проводников обмотки якоря в них будет индуцироваться переменная ЭДС, причем ЭДС отдельных проводников фазы суммируются. Если на якоре уложены три одинаковые обмотки, сдвинутые в пространстве на электрический угол, равный 120°, то в этих обмотках будет индуцироваться трехфазная система фазных ЭДС. Частота этой ЭДС зависит от числа пар полюсов и частоты вращения ротора :
Для получения ЭДС необходимой частоты число пар полюсов и частота вращения должны находиться в определенной зависимости между собой. Так, для получения стандартной частоты =50 Гц при -1 нужно иметь частоту вращения - 3000 об/мни, а при - 24 - 125 об/мин.
Если к трехфазной обмотке якоря синхронного генератора подсоединить нагрузку, то возникший ток создаст вращающееся магнитное поле якоря. Частота вращения этого поля
Заменяя в (32.2) частоту ее значением из (32.1), получаем
Характерной особенностью синхронной машины, обусловившей ее название, является равенство частот вращения ротора и поля якоря.
В основном конструктивном варианте поле возбуждения имеет ту же частоту вращения, что и ротор, поэтому результирующее поле, созданное совместным действием токов обмоток якоря и возбуждения, будет иметь частоту вращения ротора.
В обращенном варианте (рисунок 24.2) частоты вращения якоря (ротора) и его поля будут одинаковыми, но направленными в противоположные стороны. Поэтому результирующее поле машины, как и поле возбуждения, будет неподвижным.
При работе синхронной машины двигателем трехфазная обмотка статора присоединяется к трехфазной сети, при этом образуется вращающееся магнитное поле с частотой вращения п„. Это поле, взаимодействуя с полем полюсов ротора, создает вращающий момент. Чтобы при взаимодействии полей момент имел одно и то же направление, они должны быть неподвижными относительно друг друга. Это будет в том случае, если ротор, а следовательно, и его магнитное поле будут вращаться с частотой вращения пл. Поэтому в синхронном двигателе ротор как при холостом ходе, так и при нагрузке вращается с постоянной частотой вращения, равной частоте вращения поля.
3. Конструкция синхронных машин
Сердечник статора представляет собой полый цилиндр, набранный из отдельных пластин электротехнической стали толщиной 0,5 мм. На внутренней поверхности этого цилиндра располагаются пазы для укладки обмотки якоря. При внешнем диаметре менее 1 м сердечник собирают из цельных кольцевых пластин, а при большем диаметре каждое кольцо составляют из отдельных пластин, называемых сегментами (рисунок 24.3). Сердечник размещают
|
|
Рисунок 24.3 - Сегмент статора крупной синхронной машины
в станине (корпусе) статора. В пазы статора укладывают двухслойные петлевые обмотки, а в более крупных машинах - одновитковые стержневые волновые обмотки. Пазы, как правило, имеют прямоугольное сечение, а толщина и структура их изоляции зависят от индуцируемой ЭДС. При большом сечении проводников фазы для уменьшения добавочных потерь от вихревых токов их разбивают на ряд элементарных проводников, которые по длине обмотки транспортируют между собой. Статор синхронной машины и
собранном виде показан на рисунке 24.1.
По выполнению ротора синхронные машины подразделяют на явнополюсные и неявнополюсные.
Явнополюсный ротор синхронных машин имеет выступающие полюсы, сердечник которых в крупных машинах набирают из пластин конструкционной стали толщиной 1 —2 мм, в мелких машинах—из электротехнической стали толщиной 0,5—1 мм. В машинах небольшой мощности полюсы приворачиваются болтами к валу (рисунок 24.4, а), а у
а) | б) | в) | г) |
Рис24.4 - Крепление полюсов ротора
тихоходных машин - к ободу ротора (рисунок 24.4, б). В крупных и относительно быстроходных машинах полюсы крепят к ободу ротора с помощью хвостов, имеющих Т-образную форму (рисунок 24.4, в) или форму ласточкина хвоста (рисунок 24.4, г). Такое крепление хотя технологически сложнее, но является более прочным, чем крепление болтами.
Обмотку возбуждения, которую размещают на полюсах, для лучшего охлаждения выполняют в крупных машинах из неизолированной шинной меди большого сечения, намотанной на ребро. Между соседними витками укладывают изоляционные прокладки, пропитанные в смоле, после чего катушку запекают и устанавливают на полюсе с предварительно нанесенной по его периметру корпусной изоляцией. В машинах небольшой мощности катушки обмотки возбуждения выполняют из изолированных проводников прямоугольного или круглого сечения.
|
|
На полюсах ротора часто укладывают демпферную обмотку. Ее размещают в пазах полюсных наконечников. Медные стержни этой обмотки, уложенные в пазы, по торцам замыкают пластинами или кольцами, образуя короткозамкнутые клетки. Демпферные обмотки подразделяют на продольные и продольно-поперечные.
Продольная обмотка получается, если пластины замыкают с торцов стержни только одного полюса (рисунок 24.5). В продольно-поперечной обмотке
Рисунок 24.5 - Продольная демпферная обмотка на роторе
соединяются по торцам стержни всех полюсов (рисунок 24.6). В первом
Рисунок 24.6 - Продольно – поперечная демпферная обмотка на роторе
случае демпферная обмотка образует контуры, ось которых совпадает только с продольной осью машины (с осью полюсов), а во втором - как с продольной, так и с поперечной осями.
Демпферная обмотка выполняет ряд функций. В генераторах она ослабляет поле обратной последовательности при несимметричной нагрузке снижает амплитуду колебаний ротора, возникающих в некоторых случаях при параллельной работе генератора. В двигателях она является пусковой обмоткой, а также снижает амплитуду колебаний ротора при пульсации нагрузочного момента.
Явнополюсные роторы применяют в крупных машинах с относительно низкой частотой вращения и, следовательно, большим числом полюсов. Явнополюсные синхронные машины с горизонтальным валом широко используются п качестве двигателей и генераторов. Явнополюсные машины с высокой частотой вращения выполняются только на небольшие мощности. Общий вид ротора явнополюсиой машины показан на рисунок 32.7.
Рисунок 24.7 – Ротор явнополюсной синхронной машины
Существует специальный класс синхронных явнополюсных генераторов с вертикальным валом, предназначенных для непосредственного соединения с гидравлическими турбинами. Такие генераторы называются гидрогенераторами (рисунок 24.8). В
зависимости от мощности турбины и напора воды, частота вращения
.
1- корпус статора; 2- сердечник статора; 3- полюсы ротора; 4- обот ротора; 5- верхняя крестовина.
Рисунок 24.8 – синхронный гидрогенератор
гидрогенераторов колеблется от 50 до 600 об/мин, а число полюсов, соответствующее частоте 50 Гц, достигает несколько десятков.
Гидрогенераторы выполняются на большие мощности. Самые крупные гидрогенераторы в настоящее время построены для Сояно – Шушенской ГЭС. Они имеют мощность 715 МВА при частоте вращения 143 об/мни. Внешний диаметр гидрогенератора около 15 м, диаметр его ротора около 12 м, длина магнитопровода статора 2,75 м, число полюсов 42.
В конструктивном отношении гидрогенераторы имеют ряд особенностей. Важным узлом у них является упорный подшипник или подпятник. Он удерживает массу вращающихся частей ротора и турбины, а также давление воды на лопасти турбины. Подпятник представляет собой особый вид подшипника скольжения. Он состоит из вращающейся части - - пяты, выполненной в виде диска, укрепленного на роторе, и неподвижной части, находящейся под пятой (пяты и собственно подпятника ). Для уменьшения потерь между трущимися поверхностями (пяты и собственно подпятника) создается слой смазки достаточной толщины.
Для восприятия радиальных усилий, действующих на ротор гидрогенератора, на его валу устанавливаются направляющие подшипники (один или два). Один подшипник устанавливается при жестком фланцевом соединении валов гидрогенератора и турбины. Другим направляющим подшипником в этом случае является направляющий подшипник турбины. Подпятник и направляющие подшипники размещаются на крестовинах, которые служат для воспринятая и передачи вертикальных и радиальных усилий на фундамент или на корпус статора. Различают верхнюю и нижнюю крестовины.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Назначение принцип работы и основные конструктивные синхронных. машин.
2. Конструкции роторов синхронных машин.
3. Конструктивные особенности гидрогенераторов.